Вопрос № 4. Основные черты развития японской экономики после реставрации Мэйдзи.

80е года 19 века стали для Японии периодом быстрого промышленного развития. В первые десятилетия после реставрации возникло около пятисот промышленных предприятий. Деятельность государственных предприятий играла важную роль в развитии капиталистической промышленности. Однако правительство решило перейти к политике поощрения частнокапиталистической промышленности и передачи государственных предприятий частным лицам. С осень 1880 года правительство стало продавать или передавать в аренду привилегированным представителям буржуазии и выходцам из высшего дворянства, нередко правительственным поставщикам и кредиторам, так называемые образцовые предприятия. Среди них известные фирмы – Мицуи, Мицубиси, Фурукава, Ясуда, Асано, Кавасаки. Правительство продало на весьма выгоднях условиях медные рудники в Асио фирме Фурукава, самый большой в стране седостроительный завод в Нагасаки, серебряные рудники в Икуно и угольные шахты на Хоккайдо – фирме Мицубиси.
Протекционистская политика правительства фактически осуществляла для промышленности первоначальное накопление за счет налоговых поступлений (80% которых давал поземельный налог), а также защищала японское капиталистическое производство от вторжения иностранных товаров по низким таможенным пошлинам (следствие неравноправных договоров).
Результатом протекционистской политики государства стали неравномерность и однобокое развитие промышленности с преобладанием легкой, главным образом текстильной. Промышленная буржуазия, получившая образцовые предприятия, была заинтересована и в дальнейшем участии государства в издержках производства. Таким образом, возникла тесная связь японской буржуазии с монархическими кругами, укреплялся союз японских помещиков и капиталистов. Их объединяла также общность методов эксплуатации, ее феодальные формы, характерные как для деревни, так и для города. Система контрактации, позволяющая использовать в массовых масштабах женский и детский труд, пятнадцати-шестнадцати часовой рабочий день, тюремного типа общежития обеспечивали безнаказанность эксплуатации рабочего класса. Наличие феодальных пережитков являлось основой жесточайшей эксплуатации и ограбления крестьянства.
Правительство субсидировало развитие предприятий, прежде всего работавших на армию и флот, а также содействовало развитию средств транспорта и связи. Почти исключительно за счет государственных средств растет железнодорожный транспорт – в 1872 году была построена первая железная орога Токио – Иокогама, с 1882 по 1890 года протяженность железнодорожной сети достигла 2190 км, то есть увеличилась примерно в 10 раз по сравнению с началом строительства.
Несмотря на быстрые темпы формирования промышленной базы, по общему уровню развития Япония значительно отставала от крупных капиталистических стран. В промышленности преобладали мелкие м мельчайшие предприятия, промышленный пролетариат составлял всего лишь 0,87 % от населения Японии.
Экономическую отсталость отражала и внешняя торговля страны, для которой были характерны вывоз сельскохозяйственной продукции и ввоз готовых изделий. Постоянная ориентация на внешние рынки сырья вследствие слабости собственной промышленносто-сырьевой базы, а также ограниченная емкость внутреннего рынка стали новой основой разработки агрессивных внешнеполитических планов.
В первые годя после реставрации молодая японская буржуазия не хотела вкладывать капиталы в развитие промышленности, оставаясь торгово-растовщической. Передача правительством почти за бесценок образцовых предприятий капиталистам стала своеобразным этапом в развитии соотношения сил в правящем блоке и в формировании внешнеполитического курса. Получив промышленные объекты, капиталисты сразу же проявили заинтересованность в реализации продукции этих, как правило, военных предприятий, то есть в развитии агрессии. На этой основе сомкнулись интересы воинствующего самурайства и буржуазии.
Hosted by uCoz