Вопрос №17.Раннефеодальное государство в Японии (организация управления).

Государственный аппарат. В VIII в. государственный аппарат Японии приобретает свой законченный вид. Он формируется в соответствии с кодексами «Тайхо: рицурё:» и «Ё:ро: рицурё».

Согласно законодательным сводам, во главе государства стоял император, который обладал верховными правами в области ад¬министративного управления, назначения и продвижения чинов¬ников, ведения внешних сношений и управления войском. Непо¬средственно императору подчинялись три высших государствен¬ных учреждения — Палата большого государственного совета (Дадзё:кан), Палата небесных и земных божеств (Дзингикан) и Ведомство инспекций цензоров (Дандзё:тай), основной функцией которых было проведение в жизнь указов императоров.

Главным административным органом был Дадзё:кан (среди высших государственных учреждений в Китае при династии Тан властная структура, имеющая такие же полномочия, как Дадзё:кан, отсутствовала). Дадзё:кан обладал огромной властью, что серьезно ограничивало монополию властных полномочий правящего рода. Дадзё:кан возглавлял главный министр (Дадзё: дайдзин). Главный министр считался наставником императора в делах управления, и поэтому ему полагалось, как говорится в ко¬дексе «Тайхо:рё:», «быть примером в пределах четырех морей (т. е. для всего мира), обеспечивать в стране следование путем морали и приводить в гармонию темные и светлые силы инь и ян». В слу¬чае, если этот пост оставался вакантным, предусматривались должности левого (первого помощника главного министра) и правого (второго помощника главного министра) министров, а также целый штат советников, число которых постоянно возрас¬тало (см. Приложение 6).

Внутри Дадзё:кан существовал Высший политический совет (Гисэйкан), куда входили только представители старых аристо¬кратических родов, обосновавшихся в пяти центральных провин¬циях столичного района Кинай (Ямато, Ямасиро, Сэццу, Кавати и Идзуми). По всей видимости, Гисэйкан был не просто совеща¬тельным органом, а представлял собой аналог существовавшей в Танском Китае Палаты политических дел (Чжэншитан). На совещаниях Гисэйкан обсуждались все важные государственные и во¬енные вопросы, и лишь после этого о них докладывалось импера¬тору, и начиналась выработка соответствующих указов и распоря¬жений. Другими словами, это был центральный государственный орган, осущестааяющий выработку политического курса и кон¬тролирующий все остальные государственные учреждения.

На протяжении VI11 в. назначение в Гисэйкан находилось в фактической монополии 21 рода, происходивших из Клнай и из¬вестных с более раннего, «дореформенного» времени. К их числу относились: Фудзивара (бывшие Накатоми), Тадзнхи, Абэ, Ки, Исоноками (бывшие Мононобэ), О:томо, Косэ, Исикава (бывшие Сога), Татибана, Накатомн, Фунъя. Авада, Такамуко, Симоцукэно, Оно, Агатаинукаи, О:но, Хиками. Киби, Югэмикиё, Саэки. Одна¬ко это вовсе не означало, что представители каждого из этих родов постоянно входили в состав Гисэйкан. Состав Гисэйкан менялся в соответствии с расстановкой политических сил. Существовало не¬сколько наиболее влиятельных родов, которые покровительствова¬ли менее могущественным, создавали политические группировки и кошищии. получая возможность контролировать государственную политику. К числу таких наиболее ачиятельных родов можно отне¬сти всего пять: Фудзивара, представители которого в VIII в. 29 раз входили в состав Гисэйкан (преимущественно во второй половине VIII в.), Тадзихи — 7 раз, Ки — 8 раз. Оотомо — 9 раз и Абэ — 6 раз. Представители остальных из вышеперечисленных родов гораздо реже включались в состав этого высшего государственного органа.

Особое положение среди высших государственных учреждений было у Дзингикан. Согласно законодательным сводам, это было учреждение, выведенное из подчинения Дадзё:кан. Формально во главе Дзингикан стоял чиновник младшего 4-го ранга, но факти¬чески его возглавлял сам император, являвшийся первосвящен¬ником синтоизма (именно в этом, видимо, кроется причина столь высокого и особого положения Дзингикан в системе высших го¬сударственных учреждений). Основными функциями Дзингикан являлись: проведение храмовых (синтоистских) служб, религиоз¬ных празднеств и церемоний общегосударственного масштаба (в Китае все перечисленные функции осуществлялись непосредст¬венно Палатой церемоний государственного департамента — Ли бу Шаншу шэн). Назначения в аппарат Дзингикан в значительной степени совместно контролировались Накатоми и Фудзивара.

Еще одним высшим государственным учреждением являлось Ведомство инспекций цензоров (Дандзё:тай). Основной его функцией был контроль за осуществлением законодательных норм в столице и на местах. Ведомство инспекций цензоров осу¬ществляло инспекционные проверки провинциальных и уездных управ, расследовало нарушения закона. Глава Ведомства инспек¬ций цензоров имел право прямого доклада императору, минуя Дадзё:кан (в реальности это право осуществлялось очень редко). Согласно закону, деятельность Дандзё:тай не было подотчетно Дадзёжан, хотя фактически именно Дадзё:кан санкционировал деятельность Ведомства инспекций цензоров и получал всю ито¬говую документацию.

Таким образом, видно, что хотя, согласно законодательным сводам, в Японии существовало три высших государственных уч¬реждения, но реально только Дадзё:кан был центральным прави¬тельственным органом, в той или иной мере контролировавшим два других учреждения — Дзингикан и Дандзё:тай. Аттестацию и продвижение по службе чиновников в этих учреждениях также фактически контролировал Дадзёжан. Ниже Дадзё:кан находились восемь министерств {сё:). К их числу относились следующие.

Министерство центра (Тю:мусё:). В его функции входили реко¬мендации императору относительно текущих дел и придворных це¬ремоний, редактирование проектов императорских указов, состав¬ление хроник, составление подворных и налоговых списков и т. д.

Министерство кадров (Сикибусё:, обычно переводится как «Министерство церемоний», что, исходя из его функций, пред¬ставляется нам не совсем корректным) ведало именными спи¬сками чиновников, должностными аттестациями, продвижени¬ем столичных и провинциальных гражданских чиновников, го¬сударственными школами и экзаменами, выдачей жалованья, назначением инспекторов, отправляемых в различные провин¬ции и т. д.

Министерство управления (Дзибусё:) занималось вопросами о пожаловании наследственных титулов кабанэ и составлением ро¬дословных, разбирало различные тяжбы, имеющие отношение к вопросам наследования и брака, отвечало за прием иностранных послов, проведение похорон и т. д.

Министерство народных дел (Мимбусё:) занималось вопроса¬ми, связанными с несением трудовой повинности и сбором нало¬гов, распоряжаюсь государственными рабами, ведало мостами, дорогами, гаванями, переправами, а также заливными и суходоль¬ными полями во всех провинциях.

Военное министерство (Хё:бусё:) ведало аттестацией, переме¬щением и продвижением по службе столичного и провинциаль¬ного старшего командного состава, крепостями, укреплениями, сторожевыми и сигнальными постами, а также военной амуници¬ей и конюшнями, занималось обучением воинов, подготовкой и формированием военных отрядов, проведением военных смотров и т. д.

Министерство наказаний (Гё:бусё:) ведало расследованием уголовных дел и наказаниями, пересмотром приговоров, арестом и тюремным заключением, взысканием долгов и т. д.

Министерство казны (Оокурасё:) наблюдало за приходом и расходом материальных ценностей, поступавшей из провинций натуральной подушной подати (те:), следило за мерами веса, дли¬ны и объема, устанавливало продажные и закупочные цены на различные товары и т. д. Министерство двора (Кунайсё:) ведало различными службами, связанными с внутренней жизнью императорского дворцового комплекса.

Министерствам подчинялись управления (сики), отделы (рё: или цукаса) и бюро (си или цукаса).

Подразделения Управления делами дворца престолонаследни¬ка (Сюнгу:бо:) имели специальные названия (кэн и дзё). Само¬стоятельным статусом обладали управы (фу) по охране дворца.

Таким образом, перед нами предстает разветвленный государ¬ственный аппарат, состоящий из множества подразделений.

Должности. Согласно кодексам «Тайхо:рё:» и «Ё:ро:рё», все чиновники в соответствии с занимаемой должностью были при¬числены к одному из четырех разрядов: тёжан или коми, дзикан или сукэ, ханкан или дзё: и сютэн или сакан (см. Приложение 8). Разряд тё:кан («старший чин») включал в себя всех чиновников, которые занимали высшие посты в соответствующих учреждени¬ях, будь то «палаты» (Дзингикан, Дадзёжан), министерства (сё:), управления, отделы, бюро, управы (фу). К разряду дзикан («сле¬дующие чины») относились заместители руководителей соответ¬ствующих департаментов. К разряду ханкан причислялись все ос¬тальные помощники глав ведомств. Что касается сютэн, то к это¬му разряду были отнесены мелкие ведомственные чиновники (например, писцы).

Должности, выходящие за пределы определенного законода¬тельными сводами штатного расписания, получили название рё:гайкан («должности, не вошедшие в «рё:»). Введение таких должностей началось сразу же после обнародования кодекса «Тайхо:рё:» в 702 г.. Уже в том же году была учреждена должность политического советника двора (санги). В 703 г. появились долж¬ность «сведущего в делах Палаты большого государственного со¬вета» (тидадзёжандзи). В 705 г. учредили должность среднего со¬ветника Палаты большого государственного совета (тюжгон). Все рё:гайкан можно подразделить на две основные группы: по¬стоянные (введенные на длительный срок) — таковых было не так много; должности, учрежденные на определенный срок (таких было большинство). К первой группе можно отнести должности санги, тидадзёландзи, тю:нагон, ансэтиси (инспектора провин¬ций) и т. д. Ко второй группе следует, в частности, отнести долж¬ности ответственных за строительство крупных буддийских хра мов (То:дайдзи, Дайандзи), ответственного за строительство сто¬лицы в Нара и др. Кроме этого, в VIII в. весьма распространенной была практика учреждения новых управ {фу) и отделов (рё:). На¬пример, в 728 г. была образована Центральная управа дворцовой охраны (Ткхэфу), а в 765 г. — Внешняя управа дворцовой охраны (Гайэфу) и т. д.

Наиболее вероятными причинами появления рё.гайкан счита¬ются следующие: во-первых, развитие государственных институ¬тов уже после обнародования кодекса «Тайхо:рё:» заставляло вла¬сти подстраиваться под реалии жизни; во-вторых, появление, а затем упразднение «внештатных должностей» (особенно это каса¬ется самых высших из них) позволяет предположить, что такая практика была следствием противостояния между крупными по¬литическими «группировками», которые пытались усилить свое влияние через внештатные ведомства, которые создавались ими «под себя».

(автор- Мария Брусилова, История Японии)


Hosted by uCoz