Вопрос №4. Дзёмон.

В отличие от всех культур более поздних периодов (вплоть до Мэйдзи) культура дзё:мон была распространена практически на всей территории современной Японии — от Хоккайдо (и даже се¬вернее — Курильские острова) и до Рюкю (севернее острова Оки¬нава). Свое название она получила от специфического вида кера¬мики, характеризующегося «веревочным орнаментом». Сам тер¬мин «веревочная керамика» впервые зафиксирован в научной литературе в 1879 г. Он был употреблен Э. Морсом («cord-marked pottery»). Японский термин «дзё:мон» является его калькой. Одна¬ко настоящее признание термин «дзё:мон» получил с тех пор, как в 1937 г. знаменитый археолог Яманоути Сугао выделил пять хро¬нологически последовательных основных типов керамики дзё:мон. Начиная с этого времени вся хронология этого периода стала строиться на типологии керамики, которая в настоящее вре¬мя разработана чрезвычайно подробно (выделяется около пятиде¬сяти только «основных» ее типов).

На уровне массового восприятия (и прежде всего, разумеется, в самой Японии) культура дзё:мон также известна прежде всего по некоторым образцам своей керамики — блистательным в своей экспрессии и выразительности сосудам культового предназначе¬ния (со «змеиными» мотивами и пластическими изображениями голов животных, «вмонтированных» в венчик), хотя этот ритуаль¬ный тип регулярно появляется только ближе к концу дзё:мон.

Помимо «классического» веревочного узора существует также достаточно много видов керамики, узор на которую наносился бамбуковой палкой или же пальцами.

Керамика дзё:мон использовалась для варки пищи (сначала в остродонных, а потом и в плоскодонных сосудах), хранения пи¬щевых запасов и воды. Считается, что сосуды с низкотемператур¬ным обжигом среднего дзё:мон теряли за ночь около 10 процентов своего жидкого содержимого. В конце дзё:мон эти показатели улучшаются за счет покрытия поверхностей сосудов красной ох¬рой, лощения и несколько лучшего обжига.

Если в предыдущий период культура обитателей архипелага де¬монстрирует активные контакты с континентом и определенную схожесть в хозяйственной адаптации (откуда и происходит прин¬ципиальная возможность заимствований), то начиная с дзё:мон на Японском архипелаге возникает вполне самостоятельная и изолированная культурная зона. И если в Китае в VI-V тысячеле¬тиях, а на Корейском полуострове — на рубеже Ш-П тысячеле¬тий до н. э. происходит переход к земледелию (прежде всего на основе возделывания проса в бассейне Хуанцзы — северная зона, и риса в южном Китае) и полностью оседлому образу жизни, то на территории Японского архипелага формируется хозяйственный уклад, основанный на сочетании охоты (в этот период на севере архипелага начинает применяться лук и стрелы), рыболовства и собирательства.

И хотя существует немало данных о том, что контакты между населением островов и континентом все-таки существовали, оби¬татели Японии не усваивают земледельческой культуры вплоть до яёй. Связано это было прежде всего с разницей в степени культур¬ного и хозяйственного развития, т. е. с готовностью к усвоению тех или иных культурных инноваций. В связи с этим и широко распространенное среди западных археологов соотнесение дзё:мон с неолитом носит относительный характер, поскольку для «классического» неолита характерен переход к земледелию, т. е. производящему типу хозяйствования.

В связи с высоким уровнем детской смертности, характерном для всех обществ охотников, рыбаков и собирателей, средняя продолжи¬тельность жизни человека дзё:мон составляла около 20 лет. Если же подростку удавалось перейти рубеж в 15 лет, то он имел хорошие шан¬сы дожить до 30. Средняя продолжительность жизни в 30 лет была достигнута только около 1600 г. Рубеж в 50 лет покорился лишь в 1947 г.

Динамическое взаимодействие человека и природной среды на настоящий момент прослеживается по крайней мере начиная с периода, отстоящего от нас на 15500 лет. Именно в это время на¬блюдается значительное потепление, которое дополняется повы¬шением влажности (13000 лет назад) и формированием теплого Цусимского течения, впадающего в Японское море, — климат ар¬хипелага становится морским и в своих важнейших параметрах не отличается от нынешнего, хотя к концу дзё:мон среднегодовые температуры были на несколько градусов выше, чем сейчас.

Природные изменения привели к трансформации флоры; уве¬личению снежного покрова, скрывающего зимой корм на пастби¬щах; заболачиванию почв; разрастанию широколиственных ле¬сов, поглощающих пастбища; увеличению населения и, следова¬тельно, к усилению его давления на окружающую среду, что, в совокупном результате, привело к исчезновению крупных млеко¬питающих.

Для населения архипелага это означало сокращение привыч¬ной для употребления животной белковой массы и необходимость хозяйственной адаптации к новым условиям обитания. В связи с этим были изменены приоритеты в охоте (теперь это были олень, кабан, медведь, заяц, куница, енотовидная собака, птицы) и в средствах их добычи (на смену копью приходят лук и стрелы); значительно возросла роль собирательства (каштан, желуди, раз¬личные виды орехов), речного и морского промыслов.

Морской промысел следует выделить особо, ибо его наличие будет определять существенные черты японской культуры (в ши¬роком смысле этого слова) вплоть до настоящего времени. Непо¬средственной экологической предпосылкой для его начала послу¬жил подъем уровня океана (пик подъема с уровнем на 2—3 метра выше нынешнего фиксируется 6000 лет назад), в результате чего сформировались острова Хонсю, Кюсю, Сикоку и Хоккайдо, об¬разовались прибрежные отмели с хорошо прогреваемой водой, особенно благоприятной для размножения рыбы.

Разнообразные природные условия Японии позволяли ее оби¬тателям использовать альтернативные источники пиши в зависи¬мости от сезонных изменений, погодных условий и т. д. Так, ана¬лиз содержания раковинных куч показал, что собирание раковин проходило особенно активно весной, менее интенсивно - летом. Осенью и зимой этот вид деятельности замирал, чго объясняется тем, что весной собирать раковины достаточно просто, а другие пищевые ресурсы досягаемы в меньшей степени. Осенью же и Р«мея зимой леди концентрировались на сборе растительнойэтим были изменены приоритеты в охоте (теперь это были олень, кабан, медведь, заяц, куница, енотовидная собака, птицы) и в средствах их добычи (на смену копью приходят лук и стрелы); значительно возросла роль собирательства (каштан, желуди, раз¬личные виды орехов), речного и морского промыслов. Среди на¬ходок, относящихся к этому времени, значительно увеличивается количество каменных топоров, что является следствием приспо¬собления к разрастанию лесного покрова.

Одним из важных социальных последствий начала морского промысла в период дзё:мон было появление поселений на берегу моря — в более раннее время прибрежные поселения практически отсутствуют. Причем рыболовецкие поселения, не будучи столь многочисленны, как материковые, демонстрируют абсолютное превосходство в части концентрации населения: если поселения охотников-собирателей (располагаются, в основном, в горных рай¬онах) состоят из 4-5 жилищ площадью в 5-15 кв. м, то прибреж¬ные демонстрируют значительно большую концентрацию (напри¬мер, 48 жилищ в поселении на территории современного города Иокогама), причем площадь некоторых жилищ составляет от 20 до 40 кв. м. Общеисторический миграционный процесс этого времени состоит в том, что население горных районов спускалось в долины, все больше концентрируясь в прибрежных районах.

За последнее время было раскопано несколько крупных посе¬лений периода дзё:мон. В наиболее крупном из них находилось до 400 жилищ (использовались в разное время на протяжении не¬скольких поколений). Эти жилища располагаются кругом вокруг центральной «площади». В одних и тех же поселениях обнаружи¬вают жилища различной формы, что свидетельствует о достаточно большой свободе в выборе типа постройки. План жилища пред¬ставляет собой прямоугольник или чаще круг диаметром в 4-5 м. Пол, заглубленный на 50-100 см, иногда покрыт каменным на¬стилом. Однако более распространенным является земляной пол. В центре жилища обычно находится каменный очаг или же очаг, выложенный из керамических сосудов без дна (в самом начале пе¬риода дзё:мон очаг выносился за пределы жилища). Деревянный остов дома покрывался корой или листьями. Встречаются также и более крупные строения. Так, на стоянке Сугивадай в префектуре Акита обнаружено прямоугольное строение площадью в 273 кв. м с десятью очагами. Вероятно, оно могло служить в качестве кол¬лективного жилища в зимнее время. Кроме указанного типа жилища полуземляночного типа, су¬ществовали и строения, пол которых располагался непосредст¬венно на уровне земли.

Начальная фаза дзё'.мон территориально связана прежде всего с Кюсю. По мере потепления и распространения широколиствен¬ных лесов к северу наблюдается и продвижение культуры дзё.мон в этом направлении. В результате оказывается, что с точки зрения присваивающего типа хозяйствования именно эта зона оказыва¬ется наиболее перспективной. Анализ стоянок дзё:мон однознач-но показывает, что большая концентрация населения (80% из от¬крытых десяти тысяч стоянок) наблюдается в северо-восточной Японии, более благоприятной как с точки зрения собирательства (широколиственные леса с богатыми урожаями каштанов и оре¬хов), так и рыболовства (кета и горбуша).

Относительно этого времени уже можно говорить о начале складывания различающихся между собой субкультур жителей приморья и материковой части архипелага. Причем эта разница проявляется не только на уровне образа жизни, вытекающего из рода занятий.

В самом конце дзё:мон межкультурная разница между северо-востоком и юго-западом еще более углубляется. На северо-востоке господствует орнаментированная керамика типа Камэ-гаока (название стоянки в префектуре Аомори), на юго-западе — орнамент практически исчезает. Членение архипелага на северо-восток и юго-запад (согласно традиционному японскому геогра¬фическому делению — «восточная Япония» и «западная Япония») по культурным, хозяйственным и социальным признакам сохра¬няется на всем протяжении японской истории.

Появление различных хозяйственных (рыболовы и охот¬ники-собиратели) и культурных зон привело к усложнению обще¬ственной жизни и развитию обменных процессов на постоянной основе. К настоящему моменту установлено, что в качестве пред¬метов обмена выступали: каменные орудия (существовали центрь по их производству), соль (ее добывали с помощью выпаривани i в керамических сосудах на морском побережье), природный ас фальт (употреблялся в качестве клеящего вещества), продукт! питания (их обмен осуществлялся по схеме приморье — матери ковая часть).

Среди охотников, рыболовов и собирателей большей осед¬лостью обладают те группы, которые заняты интенсивным произ¬водством керамики. Обилие и разнообразие обнаруженной кера¬мики позволяет с большой долей вероятности предполагать значительную степень оседлости населения архипелага (время, необходимое для ее изготовления, а также невозможность возить с собой большое количество утвари).

Наличие массовых захоронений служит надежным индика¬тором высокой степени оседлости (полной или же сезонной), поскольку кочевые собиратели обычно не имеют специально выде¬ленных мест для захоронений - погребение производится непо¬средственно возле места смерти. Захоронения периода дзё:мон часто располагаются в непосредственной близости от стоянок (неподалеку от раковинных куч или прямо в них). Некоторые из этих захоронений концентрируются в одном месте, что свидетель¬ствует об определенной стабильности поселений.

К 4600 г. до н. э. относятся первые обнаруженные следы земле¬дельческой деятельности (гречиха). Не подлежит сомнению, что около 1000 г. до н. э. подсечное земле¬делие практиковалось уже достаточно широко. В этот период на¬блюдается стремительное исчезновение древесных видов, обеспечи¬вавших экологическое равновесие (остролистный дуб, литокарпус Зибольда, камфарное дерево, камелия японская) и распространение хвойных пород, пришедших на смену широколиственным вечнозеленым лесам, пик распространения которых приходится на V—III тысячелетия до н. э., когда климат Японии был наиболее теплым за последние 20 тысяч лет (на 2—3 градуса выше, чем ныне).

В период дзё:мон уже проявляется потребность человека укра¬шать свое тело. Использовавшиеся украшения могли иметь маги¬ческий характер (использовались в качестве оберегов, были при¬званы защищать и приносить удачу), а могли служить знаками со¬циальной, групповой, возрастной, половой выделенное™. Нам известно большое количество украшений, относящихся к периоду дзё:мон. Это серьги, изготовленные из раковин, камня, глины, зу¬бов диких животных, браслеты из раковин. Исследования погре¬бений обнаружили, что девушкам и юношам в возрасте 17—18 лет вырывали определенные зубы и подпиливали другие, что, вероят¬но, было связано с обрядом инициации и (или) вступлением в брак (иллюстрация 6).

Другой группой предметов, имевшей культовый характер, яв¬ляются глиняные статуэтки догу высотой от 3 до 30 см. Среди них встречаются как зооморфные, так и антропо¬морфные (их большинство) изображения. Сначала эта пластика имела уплощенный вид, затем приобрела объемность. Среди ан¬тропоморфных изображений встречаются своеобразно стилизо¬ванные женские фигурки с утрированными формами (вероятно — принадлежность культа плодородия), которые по своей экспрес¬сивности вполне сопоставимы с керамическими ритуальными со¬судами этой эпохи. Орнаментальное украшение сосудов и до.гу также совпадает.

Погребения этого времени свидетельствуют об отсутствии их унификации, что, вероятно, говорит и об отсутствии единых представлений о посмертном существовании. Как правило, мы имеем дело с коллективными погребениями (на севере их часто окружали подобием загородки из камней), костяки в которых мо¬гут находиться как в согнутом положении (на спине, боку или животе) с ориентацией головы на юго-восток, так и в распрям¬ленном (на спине, боку, животе) без определенной ориентации. Имеются захоронения, сделанные в раковинных кучах. Зафикси¬рованы и погребения в керамических сосудах. Принадлежностя¬ми погребального инвентаря являются: гребни, серьги, ожерелья, браслеты и др. Погребальной одеждой служили звериные шкуры или же куски материи.

Несмотря на отмеченный выше рост населения во время дзё:мон в целом, следует сказать, что в конце этого периода на¬блюдается определенный кризис — уменьшение количества стоя¬нок/поселений и населения (по некоторым оценкам — до 70 ты¬сяч человек). По всей вероятности, нагрузка на окружающую сре¬ду при возраставшем ранее населении и использовавшихся типах хозяйствования присваивающей экономики оказалась настолько велика, что привела к экологическому кризису (прежде всего — к сокращению тех видов животных, на которых охотился человек дзё:мон).

(автор- Мария Брусилова, История Японии)


Hosted by uCoz