Вопрос №14. Политическая борьба в Японии времен возникновения раннефеодального государства.

Датой образования в Японии раннефеодального государства стал 645 год, когда противники Сога объединились, организо¬вали заговор во главе с представителями царского дома Наканооэ и членом старинной жреческой группировки Накатоми Каматари и совершили государственный переворот. Во время приема корей¬ских послов заговорщики напали на Сога Ирука, убили его и пере¬били остальных Сога, а их дворец сожгли. На престол был возведен старейший из Сумераги — Кару под именем Котоку, годы правления которого (645—654) получили наименование «Великих перемен» (Тайка). Под «Великими переменами» подра¬зумевались реформы Тайка, согласно которым вместо ранее суще¬ствовавшего племенного союза было создано государство по ки¬тайскому образцу. При этом вводилась китайская система обоз¬начения годов правления императоров особым девизом, по кото¬рому стали вести официальное летосчисление.
После смерти Котоку в 654 г. императрицей стала его мать под именем Саймэй. Имея пристрастие к пышным дворцовым сооружениям, она мобилизовала для строительства нового дворца около 100 тыс. человек, работавших в чрезвычайно трудных условиях на добыче камня, прокладывании канала для его тран¬спортировки, на самом сооружении дворца, что вызвало большое недовольство среди населения. Этим воспользовались противники режима во главе с Сога Акаэ. Он привлек на свою сторону сына Котоку — Арима — и в 658 г. они предприняли неудачную попыт¬ку поднять мятеж. Многие участники выступления были казнены, но зачинщики избежали наказания.
С целью укрепления социальной базы своей власти — круп¬ных семейных групп-патронимий — Тэнти назначал их глав, под¬нял их авторитет путем учреждения в 664 г. званий: «Бог патро¬нимии» (удзи-но ками), «Основатель патронимии» (удзи-но со), «Старший патронимии» (удзи-но тёдзя). «Богу» большой патрони¬мической группы жаловался большой меч, а «богу» малой груп¬пы — малый.
В 671 г. Тэнти умер и началась борьба за власть между сы¬ном покойного — Кобун и его дядей Оама, младшим братом Тэн¬ти. Кобун царствовал всего 8 месяцев и после военного пораже¬ния кончил жизнь самоубийством. Дядя-победитель провозгласил себя императором Тэмму (673—686). Эти события, известные в истории как «мятеж (годов) Дзинсин», с новой силой показали исключительную нестабильность внутриполитического положе¬ния, обострение противоречий между мелкими семьями и претер¬певающими процесс распада крупными патронимическими груп¬пами, настоятельную необходимость скорейшего решения аграрно¬го вопроса, стабилизации внутриполитического положения, укреп¬ления государственного аппарата, осуществления военной рефор¬мы. Именно после смуты, при Тэмму, усиливается положение средних и мелких аристократических семей, а некоторых потом¬ков знати — участников смуты — переселяют на восток и прев¬ращают в крестьян.
При императрице Дзито (687—696) практически была завер¬шена работа по составлению законодательства «Киёмихараре». В 689 г. вводится воинская повинность, при которой каждый четвертый мужчина в семье призывался на военную службу.
В 696 г. Дзито отреклась от престола в пользу четырнадца¬тилетнего внука (император Момму, 697—707), впервые в истории Японии «удалилась на покой» в буддийский монастырь и была первой императрицей, которую кремировали.

(автор Мария Брусилова, История Японии)


Hosted by uCoz