Билет 11. Социально-экономические отношения в Омейядском халифате

Муавия, вступив на престол, расправился с оппозицией, кого-то купив за деньги, кого-то за должности, а кого-то просто убил. Перенес столицу в Дамаск. Мекка и Медина теперь провинциальные города халифата.
Вся земля принадлежала государству. Основная форма землевладения - мульк. Частная, можно продавать, купить, наследовать. Обрабатывалась зависимыми крестьянами - издольщиками. Сохр. крест, община с коллект. землевл.
Основные налогоплат. - кр. и ремесленники. Предприняв, меры для улучш. положения кр-н. Одно время гос-во выделяло ссуды землевл. для поднятия хозяйства. Сохр. все налоги, сущ. в предш. период. Подушная подать - джизья – для немусульман, поземельный налог для всех (ушр для мусульман, харадж для немусульман). Государство выделяло специальных сборщиков налогов. С появлением на престоле халифа Абд аль-Малика в 685 г. налоговая система изменена. Проводится перепись населения и налогоплательщиков, крестьянам запрещено покидать свои земли. Каждый год с каждого участка взыскалась разная сумма, зависела от площади, местоположения и качества участка, выращиваемых там культур. Теперь подушные налог - джизья - платят все мусульмане-неарабы. При А. началась чеканка собственной монеты. В Дамаске - золотые и серебряные дирхемы, в других городах - только серебряные дирхемы. Вводится единая денежная система.
Отказались от племен, принципа комплектования войска. Теперь каждая войсковая единица + на десятки. Десятники заботились о боевом духе и умонастроении подчиненных. Ядро войска - арабское нас. городов. Организ. воен. округа, кот. обеспечивали армию личным составом. Большую роль в войске играли отряды, укомплектованные из зиммиев - людей из завоев. народов, не принявших ислам, но заключивших с арабами договор о неприкосновенности жизни и имущества.
Большое внимание уделялось строительству (мечети, больницы, фонтаны, бассейны, караван-сараи). В Ираке, между Тигром и Евфратом, восстановлен больш. соединит, канал, прорезавший всю Месопот. с севера на юг, на нем стоял город Васит. В Дамаске перестроен собор святого Иоанна в мечеть Омейядов, которая существует до сих пор. Первоначально для строительства крупных зданий арабы привлекали греческих архитекторов. Арабские художники стали широко использовать стилизованное письмо для украшения стен зданий и создали свой неповторимый стиль орнаментации.
В начале 8в.. строятся первые школы для обучения на арабском языке. Главный учебник ~ Коран, по нему изучают арабский. Большое внимание уделяют развитию письменности. Арабский становится общегосударственным языком, языком делопроизводства, суда, литературы, историографии, науки. Запись и редактирование Корана. К к.8 в. появляется первый толковый словарь арабского. Переведены произведения древнегреческих, византийских, персидских, индийских мыслителей, которые стали известны на западе до эпохи Возрождения именно по арабским переводам с латинского.

Hosted by uCoz