Билет 12. Социально-экономические отношения в Аббасидском халифате

Усиление налогового гнета, связанное с огромными расходами на завоевание новых территорий и расточительностью представителей господствующего класса, вызывали неоднократные выступления народных масс против власти феодалов.
Как правило, антифеодальная борьба облекалась в форму сектантского движения. На первый план выдвигались религиозные лозунги.
Во главе каждого из этих движений - представители господствующего класса, мелкие и средние феодалы, недовольные правлением Ом., обойденные при распределении госдолжностей или устраненные с занимаемых постов. Основная сила - крестьяне и ремесленники + мелкие торговцы.
685 г. - восстание шиитов в Куфе; одновременно с ним в Ираке восстание хариджитов, длится около 10 лет;
739 г. -восстание берберов в северной Африке). В 40х гг. 8 в. в средней Азии начинается восстание под руководством Абу Муслима, которое положило конец Ом.
С самого начала народным недовольством воспользовались противники Ом., представители семьи Абасса - дяди «пророка». Выдвинули лозунг «владычество для дома пророка», т.о. выражая притязания своей семьи на престол. В Хорасане приверженцы Абассидов усиленно призывали население вернуть власть «дому пророка». К этому призыву присоединились жители деревень и городов, и арабы и иранцы.
Открытое восстание началось в 747 г. под Мерном, армия повстанцев насчитывала окол 100 тыс. челов, в первом же бою халифские войска разгромлены. Наместник Мерва оставил город и отступил. Подкрепление из Ирака пришло слишком поздно, соединительные силы халифа разбиты. Захватив Хорасан, повстанцы в нескольких направлениях двинулись на запад. Объединенная армия халифа вышла навстречу, но все пропало. Повстанцы взяли Исфахан, Нехавенд, вторглись в Хузистан, Куфу.
В 750 г, разбиты войска, которыми лично руководил Мерван П. Бежал в Сирию. Повстанцы занимают Дамаск, Мерван Н схвачен и убит. Династия Ом. Свернута, на ее место Абассиды. Абассидский халифат (750-1258).
Огромное государство (северная Африка, Аравия, передняя Азия, Ирак, Иран, значительная часть Закавказья и средней Азии). 762 г. - основание Багдада, Период наибольшего могущества - в первое столетие правления династии (Вт. пол.8в - п.п. 9в.).
Государственный аппарат. Главная цель политики - укрепление госаппарата. Т.к. в борьбе с Ом. Абассиды опирались, в основном, на персидских феодалов, то после победы Аб. многие феодалы иранского происхождения допущены к высшим гос. должностям. Верховный правитель - халиф, осуществлял гражданскую и духовную власть. С 755 г. установлена должность великого везира, который считался вторым лицом после халифа, его замом по гражданским делам. Мог самостоятельно решать многие гос.дела, снимать и назначать высших госчиновников, командующих войсками. Ему подчинялись начальники почтовой и полицейской службы. В течение 50 лет этот поет занимали представители рода Бармакидов. Помощник халифа в духовных делах - главный кадий (судья), который руководил судом и просвещением. Его доход и влияние постепенно стали равняться доходу великого везира. Во главе областей - эмиры - наместники, выходцы из высшей феодальной аристократия. Постепенно фактически закрепилась наследственная власть наместников над управляемыми территориями, появились целые династии правителей (Тулуниды в Египте, Тахириды, Саффариды. Саманиды в Иране и средней Азии). Эмирам подчинялся большой штат чиновников, среди которых особое значение имели сборщики податей. Проведена реорганизация финансового ведомства, создана Высшая Счетная Палата, учитывала налоговые поступления и расходы государства.
Особое значение приобрела почтовая служба - обеспечивала связь между центром и местными властями, наблюдала за работой чиновников на местах. Армия играет большую роль. 160 тыс.чел. состоит из наемников: хорасанцев, берберов, тюрков. Также формировались полки из рабов - зинджей. Создан новый вид войск - дворцовая гвардия, составлялась из гулямов. Гуяямы - рабы-военнопленные, с детства воспитанные в особых условиях и лишены связи с внешним миром.
Государственная религия - суннизм, халиф считается «тенью Аллаха». Ростет его религиозный авторитет во всем мусульманском мире.
Соц.-эк, отн. Государство сохр. верховную совета, на землю. Институты землевладения: Мульк, Икта превращается в военный сан, т.е. условие получения - военная или гражданская служба. Общинная земля. В 9 в. появляется новый институт землевладения - вакф - земля, пожалованная мусульманским учреждениям, мечетям, духовным лицам. Не облагались налогами. Крупнейшие землевладельцы - халифы и их родственники. Учреждены специальные ведомства - «диван поместий» для контроля над владениями халифа. Затем родственники дома Абассидов, представители высшей знати, эмиры.
Крестьянская община переживает процесс разложения, превращается в формирование объединение крестьян, в единицу налогового обложения. Прекратились систематические переделы общинных земель, на полях появляются межевые знаки, часть пастбищ превращается в мульк. Выделяется общинная верхушка, эксплуатировавшая рядовых общинников.
Основа богатства государства - налоги. + огромное количество натуральных податей. Введена откупная система сбора налогов.
Новый тип города. Города - центры ремесла, культуры, торговли. Крупнейший город, резиденция халифа и столица - Багдад. В нем все, что характерно для восточного средневекового города. В центре - замок и главная мечеть, далее жилые кварталы, в каждом квартале - укрепленный замок, где размещается гарнизон. Рынки вынесены за стены города, в предместья. Базар» - сосредоточие ремесла и торговля. Дамаск, Каир, Басра, Самарканд, Тунис, Мерва. Города управлялись хакимсши - чиновниками, назначаемыми центральной властью из представителей феодальной аристократии.
Второе лицо после хакима - ране. Чаще всего из мусульманских богословов. Был свой кадий, который разбирал все судебные дела по нормам мусульманского права. Особую роль играли ведомство мухтасиба, который должен следить за качеством ремесленных изделий, пенами на все товары, соблюдением единых мер и весов на базарах. Большим влиянием пользовались мусульманские богословы - знатоки и толкователи Корана. Ни один из городов не пользовался самоуправлением.

Hosted by uCoz