Билет 13. Народные движения в Абассидском халифате.

Абассиды пришли к власти, использовав победоносное народное восстание. Но народная борьба продолжалась, восставшие выдвигали новых вождей и руководителей.

751 г. - в Бухаре крупнее восстание во главе с Шариком, шиитом, арабом по происхождению. Свыше 30 тыс. На стороне восстания выступил Абу-Муслим, бывший вождь народного восстания, свергнувшего Ом. Но став приближенным Аб, направился против восставших. Длилось 37 дней, подавлено.
Хотя Абу-Муслим и был теперь знатным вельможей при дворе, его все равно окружал ореол народного вождя. Поэтому его убийство в 755 г. воспринято как сигнал к ному выступлению. Центры движения - Нишапур, Рей. Возглавлено ремесленником Сумбадом. + крестьяне, ремесленники, мелкие торговцы / арабы, согдийцы /шииты, зороастрийцы. Основной лозунг - призыв к уравнению имущества, главная цель - социальная, антифеодальная борьба. Длилось 70 дней, подавлено.

776-783 гг. - восстание, возглавил Хашим ибн-Хаким, по прозвищу А/укгаяиа. Началось и городе Мерва, где он собрал вокруг себя недовольных, их число постоянно. Муканна объявил, что в нем воплотилось божество, он говорит от имени Бога, все должны слушаться и повиноваться ему, в противном случае их ожидает ад.
Главный центр восстания - деревня Наршах около Бухары - уничтожен и разграблен халифскими войсками. Переместились в долину Кашкадары, ставшей вместе с Согдом одним из основных центров восстания. Пал Самарканд.
Кульминация восстания - 4летняя осада Санама, в ходе которой погиб Мукаина.

Одновременно с восстанием Мукканы на юго-востоке побережья Каспийского моря - крестьянское восстание «Краснознаменных». Первое из известных нам восстаний, символом борьбы в которой стало красное знамя.

На рубеже 8-9 вв. дальнейшее усиление антифеодальных настроений в халифате. Египет, Ирак, Африка. Наибольшего размаха достигло в Азербайджане.

815-838 гг. - восстание ремесленника Бабека. 300 тыс. чел. В течение 15 лет наносили поражения войскам халифата. Перелом наступил, когда командующим армией назначен крупный полководец Афиши Хайдар, ему дали Армению и Азербайджан в наместничество. Решающую роль сыграл осада База. Бабека четвертовали. Много рабов в южном Ираке, особенно в междуречье, где постоянно шли работы по восстановлению оросительной системы.

869-883 гг. - восстание зинджей. Возглавил мелкий арабский феодал Али ибн-Мухаммед. Везде в захваченных районах освобождали рабов. В течение 14 лет удерживали междуречье и некоторые районы Хузистана, сам халиф принимал командование над войском, но обламывался. Положение халифата осложнялось еще и крупными феодальными мятежами правителей отдельных областей в провинциях. К этому времени относится наступление Сафаридов с востока, Тулунвдов в Египте и Сирии. Зинджам удалось склонить на свою сторону одного из полководцев Саффаридов. К ним также присоединились наемные войска халифата, набранные из тюркских племен. Вскоре Али ибн-Мухаммед объявил себя халифом. Стал чеканить монеты со своим именем. Выбрал столицу (г. Мухтара), т.о. создав свое государство. Оно сложилось по образу и подобию Аб. халифата, в нем не было отменено рабство (!). Командующие восстанием очень скоро превратились в феодальных правителей, что не могло не ослабить силы восстания. Этим и воспользовался халифат, направив против зинджей новые войска и флот. Мухтара сопротивлялась в течение 3 лет и пала, Али ибн-Мухаммед погиб во время последнего штурма.

Конец 9 в. - восстание карматов (арабских крестьян и ремесленников) в Бахрейне. Требовали установления социального и имущественного равенства. Объявили, что главное лицо в обществе - крестьянин-общинник. Поддержка в Ираке, Египте, Иране, Сирии, Хорасане. Первое крупное сражение у города Куфы, закончилось разгромом сил халифа. Погром сирийских городов. В начале 10 в. образовали свое государство со столицей в Лахсе. Многие области халифата платили им дань. Во главе - коллегия из 6 правителей и б везиров. Первоначально крестьяне и ремесленники освобождены от налогов, несостоятельные получали займы из госказны. Нашли на Мекку, разграбили ее, выломали и унесли с собой черный камень Каабы. Но возникшее в ходе крестьянского восстания государство карматов, как и государство зинджей, постепенно превратилось в обыкновенное феодальное государство.

Основной движущей силой всех народных движений было крестьянство (кроме зинджей). Социальные движения, направленные против власти халифата, против феодального угнетения. По этническому составу неоднородны. Объединяли людей различных верований. Ко всем движениям, как правило, примыкали мелкие или средние феодалы, они же и возглавляли восстания, но в решительный момент предавали союзников. Если восставшие побеждали, то в своем государстве они неизменно воспроизводили тот социальный строй, против которого недавно выступали. Несмотря на эти обстоятельства, народные движения сыграли большую роль в истории халифата. Расшатывали его устои. 13. Распад Абассидского халифата.

Уже с первой четверти 9 века начался процесс постепенного политического распада, завершившегося к 945 г. Закономерное следствие развития феодальных отношений внутри халифата. Абассидский халифат - империя-конгломерат племен и народностей, объединенных завоеванием, не имевших общего языка и единства экономической жизни, находившихся на разных стадиях экономического и культурного развития.

  1. различный уровень экономического развития стран, входивших в состав халифата, и сравнительная слабость экономических и этнических связей между ними.
  2. народно-освободительные восстания
  3. рост крупной феодальной земельной собственности - мульк и икта - за счет феодально-государственной собственности.
По мере того, как значительная часть государственных земель переходила в руки местной феодализированной знати, центральная власть постепенно слабела. В связи с этим усиливался и политический сепаратизм местных крупных феодалов. Их стремление к политической самостоятельности привело к образованию местных наследственных эмиратов, постепенно превращавшихся в самостоятельные феодальные государства. Такие государства складывались в 9 в. и в п. пол.10 в. и в Иране, и в других странах, входивших в состав халифата. 755 г. - образование самостоятельного эмирата в Испании. 788 г. - в Марокко 800 г, - в Тунисе и Алжире 868 г. - в Египте 929 г. - в северной Сирии.
Подобные же наследственные эмираты возникли в Иране и средней Азии: Тахиридов в Хорасане, Саффаридов в Систане, Саманидов в средней Азии, Бундов в зпадиом Иране и Ираке.
Окончательно политическая власть утрачена в 945 г., когда Багдад взят представителями рода Бундов. За халифом осталась только духовная власть. Т.о., они превратились в своеобразных «пап Востока», призванных своим авторитетом осветить те захваты, которые производились на местах.

Hosted by uCoz