Билет 2. Государство Сасанидов в Иране (образование, религиозная ситуация, сословно-кастовый строй, отношения с Византией)

Образование государства- Общественный строй.

Во главе государства - шаханшах, принадлежал к царствующей династии Сасанидов. Престол шаханшаха мог быть занят лишь представителем рода Сасанидов, т.е. род Сасанидов считался царским. Престолонаследие еще не имело строгих законов, с к. V в. престол преимущественно переходил от отца к сыну, но принцип прямого наследования не закреплен. Наиболее высокое положение в гос-ве занимали шахрдары - сам. правители областей, цари, нах. в подчинении у Сасанидов. Следующий ранг после шахрдаров занимали виспухры - семь древнейших иранских родов с насл, правами (Карен, Сурен, Михран и т.д.), имевшие большой вес в гос-ве. Самые важные военные и гос. должности были наследственны в этих родах. К знати, имевшей обширную зем. собственность, из которой вербовались высшие чины административного и военного управления, принадлежали визурги. Наиболее многочисленной группой были средние земледельцы - азады, т.е. «свободные». Владетели земли, деревень, непосредственные эксплуататоры кр-н. Несли осн. службу, составляя ядро армия, ее конницу. Все перечисленные группы принадлежали к эксплуатирующему классу. Эксплуатируемый кяасс - податное сословие - крестьяне (вастриошан), городские ремесленники, торговцы. Подать -главный источник дохода государства и верхов. Основная масса подати - в виде гос. ренты-налога. Позем, налог сост. часть урожая (1/3 или половину), подушный налог - обязаны вносить все М и Ж в возрасте от 20 до 50 лет. Сбором налогов ведал вастриошансалар. Его назначал шах из представителей знатных родов. Эксплуатируемый класс также привлекался для выполнения гос. строительных работ, В известных размерах применялся труд рабов. Дяя общ. строя Ирана играли роль древние традиции сословного деления. При Арташире I им установлено деление на 4 сословия, по аналогии с данными Авесты - священной книги зороастрийцев (см. ниже): жречество, военное сословие, сословие писцов (чиновники) и народ (кр-ке, купцы, торговцы, ремесленники). В пределах каждого сословия было множество градаций и имущ, различий, в зкон. отношении эти группы не составляли единого целого. Фактически рамки сословий не делали их кастами, а допускали отн. свободу перехода из одного сословия в другое. Ярко выражено деление на классы: эксплуатирующий (землевладельцы) и эксплуатируемый (сельское население, в разной степени зависимое и имеющее разл. имущ, состояние).

Религиозная ситуация.

Господствующая религия - зороастризм. Государственная религия, пользовалась спец. покровительством. При Сасанидах создан особый авестийский алфавит, к-рым и записан дошедший до нас текст Авесты, составлен ее перс. перевод и комментарий к ней. Окончательно сложился в догматическую религию со строго опр. культом только в Сасанидское время. В основе з. Сасанидского периода лежала дуалистическая идея о борьбе в мире светлого и темного начал. Человек должен участвовать в этой борьбе, борясь с темным началом. В страшной конечной битве светлое начало (бог Ормузд, или Ахурамазда) победит, и свет восторжествует в мире. Сложный и детально разработанный культ различных божеств (Ормузда, Митра, Анахез, Зрвана), стихий и сил природы. Исполнение мелочных обрядов и особого ритуала должно сохранить чела от зла и тьмы, с которыми он неизбежно сталкивался в жизни. Места культа -многочисленные храмы, где поддерживался неугасимый огонь. Храмы и высшее жречество владели обширными землями (на них раб., гл.о., рабы), им поступали богатые приношения, жрецы получали немалые доходы за исполнение обрядов. Верхушка зор. духовенства - одна из наиб, могущественных прослоек господствующего класса, играла важную роль в политической жизни страны ( верховный жрец -мобед - принимал участие в решении вопроса о престолонаследии, до б в. занимал первое место после царя), связана с судопроизводством и образованием, в качестве астрологов составляли гороскопы. Вся жизнь трудового населения проходила под контролем жречества. Поэтому соц. протесты в стране принимали характер религ. ересей, важнейшими из которых были манихейство и маздакизм.
Манихейство. Основатель - Мани, род. в Вавилонии, первая проповедь - в 242 т. Синкретическая религия, соед. в себе элементы зороастризма, христианства, буддизма (займст, учение о переселении душ). Основная идея - дуалистическая, борьба светлого и темного. Мирская жизнь и сами люди, живущие на земле, - порождение злого начала, и спасение лишь в избавлении чел. духа от всего материального. Един, средство для освобождения света, смешавшегося с тьмой, - гибель мира. Чел. всем своим поведением обязан содействовать освобождению светлых частиц своего существа из окр. мира, т.о. помогая светлому началу в борьбе со злом. Поэтому нужно возд. от мясной пищи, вести нравств. жизнь, не срывать растения, аскетизм. За короткое время распр.в Иране и Месопотамии, Римской империи, средней Азии. Гонения со стороны офиц. власти. Мани казнили. Несмотря на широкое распространение, не стало знаменем вооруж. борьбы народа, т.к. ограничивалось пасс, протестом и не могло удовлетворить требований сил, шедших на смену рабовладению.
В городах Ирана и Месопотамии сущ. знач. общины иудеев. Иудейская община в Иране польз, известным самоупр., имела своего главу и не подвергалась гонениям. В ІІІ-IV вв. в Двуречье и Хузистане распр. христианство. Т.к. хр. - гос. римская религия (а отн-я с Римом так себе. См. ниже), то власть смотрела на хр-н Ирана как на полит, сторонников Рима. Гонения до тех пор, пока сирийская церковь в Иране не порвала с византийской, теперь хр. легально. На восточных границах - в Тохаристане и Кабулистане - распр. Буддизм.

Отношения с Византией.

Столкновения Ирана с Византией имели глубокие эконом. причины. Стремясь завладеть торговыми путями - Великий Шелковый, на север из Сев, Месопотамия в Армению и Грузию, избавиться от таможенных сборов на товары, Рим постепенно продвигал границы на восток, тесня Парфию. Те же причины => столкновениям м/д Византией и Ираном. С внутр. укреплением и объединением Иран стал стремиться занять и новое внешнеполит. пол-е. Пытаясь достигнуть берегов Средиземного и Чёрного морей, Иран пришел к длительным столкновениям с Византией. Та прочно держалась за свои азиатские провинции. Предмет споров - Армения, Иверия и Албания. Сасанидский Иран начал решительные действия против Арм. и Алб., стремясь подчинить их. Искали и благоприятного положения н у Черного моря, вследствие чего нач. длительные войны за Лазику. У Виз. и Ирана были общ. интересы на Кавказе - зашита от нападений с севера, из южнорусских степей. Кавказские укрепления оберегались иранскими войсками, что явл. поводом предъявлять империи, заинтересованной в охране этой границы, денежные требования.
Ардешир I, начав войну с Римом, вел ее с перем. успехом. При Шапуре 1 (середина 3 ого в.) - важные победы: взята столица Сирии - Антиохия, пленена часть римской армии вместе с ими. Валерианом (пленники использованы при строительстве плотины на р. Карун). Борьба с перем. Усп. Иранским войскам часто удавалось одерживать победы, но они никогда не могли прочно закрепиться на оккупированных территориях - в Иране ие было постоянного войска, как в Риме, а ополчение после захвата добычи и рабов обычно стремилось поскорее вернуться домой. Конец III в. - тяжелое поражение Ирана в борьбе с Римом, заключен Нисибинский мир, по которому Иран отказывается от притязаний та Армению, отдает Риму часть верхней Месопотамии и 5 небольших областей по верхи, теч. Тигра. Но все эти земли возвращены Ирану через 40 лет по 2му Нисибинскому миру (Шапур ІІ все отвоевал назад). Конец IV в. - договор с римом, по которому страны Закавказья разделены на сферы влияния Рима - зап. Армения и Лазика; Ирана - большая часть Армении («Персармения»), вост. Грузия и Албания. Стали провинциями Ирана, сохранив автономию.

Hosted by uCoz