Билет 22. Империя Тимуридов.,

Тимур (Тамерлан) (1336-1405) родился в г. Кеш, происходил из отуреченного монгольского племени Барулас. Возглавлял шайку разбойников на службе правителя Кеша. После многочисленных междоусобиц Тимур в 1370 г. стал правителем Мавераннахра. Номинальным правителем считался потомок Чингисхана. Тимур принял титул «Великий эмир» и принял присягу от всех военачальников Мавераннахра.
Для того чтобы упрочить свою власть и удержать феодалов от междоусобиц, особенно кочевую знать, Тимур начинает военные походы. Ему удалось завоевать богатый край Хорезма лишь к 1388 г. Во время похода был полностью разрушен г. Ургенч. Начиная с 1380 г. предпринимал систематические походы на Армению, Азербайджан, Грузию, Сирию и Малую Азию. Эти походы продолжались до 1404 г. и сопровождались жестокостями и разорениями. После трех больших походов (1389, 1391, 1395 г.) войско Тимура разгромило Золотую орду. Тимур не мог полностью контролировать обширные области Могулистана и Золотой орды, но старался подорвать их экономику и хозяйство. Разрушение Сарай-Берке, Астрахани, Азова и Ургенча привело к тому, что вся средиземноморско-азиатская торговля шла через подконтрольные Тимуру Бухару, Иран, Самарканд. Тимур использовал часть награбленного для обогащения феодальной знати Средней Азии. Также при помощи принудительного труда проводил каналы для постройки городов. В города Мавераннахра переселяли десятки тысяч ремесленников и ученых. Самая большая добыча досталась Тимуру во время индийского похода в 1398 г. Начало 15 в. – осложнение отношений Китаем (династии Мин). Тимур стал собирать войско, предлогом для войны послужили гонения на мусульман в Китае и притеснения среднеазиатских торговцев. Военные приготовления были прерваны смертью Тимура и последовавшими за ней междоусобицами.
Внутренняя политика Тимура отвечала интересам кочевой и оседлой феодальной знати, на которую он опирался. Оставив Среднюю Азию, кроме Ферганы, под своим непосредственным контролем, Тимур раздал остальные области членам своей фамилии, а также духовной и военной знати. Господствующий вид землевладений – союргал (монг. «пожалование»). Он передавался по наследству с условием военной службы владельца и его всадников. Владелец союргала обладал налоговым, административным и судебным иммунитетом.
Реформа ополчения. Теперь в ополчении служили не только кочевники, но и оседлые жители (монголы, таджики, среднеазиатские тюрки). Делились на две очереди: одна шла в поход, другая прикрывала тылы. В походах использовались самострелы, нефтеметные и камнеметные орудия. Впервые на востоке использовалось огнестрельное оружие.
После смерти Тимура теряется ряд захваченных территорий. Преемники Тимура перестают избирать марионеточных ханов из династии Чингисхана, принимают титул султана. При султане Шахрухе (1405-1447) под властью тимуридов остаются Средняя Азия, Афганистан и Иран. Он переносит столицу в Герат, а Мавераннахр отдает в удел сыну Улугбеку, который был султаном с 1447 по 1449 г. Улугбек сделал Самарканд центром культурной и научной жизни. Враждовал с суфизмом, навлек на себя ненависть дервишей, убит в ходе переворота. При султане Абу Саиде усиливается влияние дервишских орденов (особенно нашбендиев – глава - Ходжа Ахрар – крупнейший духовный феодал). После смерти Абу Саида тимуридское гос-во распадается на двое с центрами в Хорасане-Афганистане и Мавераннахре.

Тимуридская культура.

Монетная система, созданная Тимуридами просуществовала целое столетие и включала большое разнообразие монет по весовым, метрическим и декоративным характеристикам. В широких масштабах на многочисленных монетных дворах империи чеканились высокопробные полновесные монеты – тенге (вес 6,5 г) и их мелкие фракции. Для внутреннего денежного обращения использовалась медная монета – динар.
Религия. В отношении Тимура к религии был только политический расчет. Он выражал почет богословам и отшельникам, но при этом не отказывал себе в удовольствиях, запрещенных религией (в последствии некоторые богословские авторитеты оказывались признавать Тимура правоверным мусульманином). Он часто оправдывал религиозными мотивами свою жестокость: в Хорасане и в прикаспийских областях называл себя истребителем еретиков, в Сирии – мстителем за обиды, нанесенные семье Пророка.

Империя Тимуридов была деспотией, управляемой жестокими правителями. Однако она оставила в веках замечательные памятники архитектуры, научные труды Улугбека и Ибн-Сины, известные на весь мир литературные произведения, связанные с именами Фирдоуси, Джами, Хорезми, Омар Хайяма. Свидетельством этой эпохи являются бесчисленные крупные постройки с декором из фаянса и крашенного ганча, книги с миниатюрами и каллиграфией.
При Улугбеке, который прославился как астроном, на одном из холмов под Самаркандом была построена обсерватория. В 1417 году Улугбек основал по одному высшему учебному заведению (медресе) в Самарканде и Бухаре. Медресе (с арабского – «учебное заведение») является учреждением, распространившимся по всему исламскому миру; самым древним институтом этого типа является медресе в Бухаре, датируемое 937.
Тимуриды были большими любителями книг; искусство книжного переплета и каллиграфия и миниатюрная живопись достигли при них наивысшего расцвета. Бурно развивалось художественное оформление книг. В начале это были рукописи Корана, начиная с 15 в. - произведения классической поэзии. Литературные и художественные таланты тянуло в Герат, где с 70-х гг.15 в. наблюдался небывалый расцвет городской и придворной культуры. Особая духовная атмосфера, характеризовавшаяся философскими, религиозными и поэтическими воззрениями Абдурахмана Джами и Мир Алишера Навои, поощряла интеллектуальную разновидность суфизма, подчеркивавшую философские познания, а не ритуалы, активную жизнь в обществе, а не созерцательность отшельника, а давала возможность самосовершенства в глубоком общении с различными видами искусства. Художники, творившие в этой атмосфере (художник Бехзад) развили иллюстрацию до средства выражение равного текста.



Hosted by uCoz