Билет 3. Маздакитское движение.

Народное движение, охват. Иран в 491-529 гг. Идеологическая оболочка движения - учение возн. в сер. III в. секты зарадуштакан, позже назв. маздакитской. по имени вождя движения к. V в. Маздака.
По учению маздакитов, деятельность царства Света справедлива, разумна, целесообразна, тогда как действия царства Тьмы случайны, хаотичны и неразумны. Отсюда вытекала идея о возможности с помощью царя небесного (бога) и сил Света освободить смешанные в мире с Тьмою частицы Света и посредством переворота, одновременно космического и земного (соц.) создать на земле разумно организованное и справедливое общество. Учение об общности имущества, т.е. то, чем владеют богатые, должно быть роздано бедным, т.к. первые лишь случайно владеют тем, что принадлежит всем: «Бог дал людям их имущество, дабы они разделяли его между собой поровну. Но люди при этом причиняли друг другу тяжкие несправедливости. Маздакиты утверждали, что хотели взять у богатых, дабы отдать бедным и т.о. вернуть им их же собственность. Ибо у кого больше денег, женщин и прочего имущества, на это нет больше права, чем у к.-л. другого». Идеал - соц. равенство и восстановление старинной иранской сельской общины. Общность имущества простиралась и на жен, т.е. все жены общие. Более поздние источники наз-т их "чернью", "простонародьем", "бедняками", "толпою". Движение соц. низов (кр-н, рабов - тех групп населения, на плечи которых легли повышенные гос. налога). Восстание началось во время голода (к. V в. - засуха, налет саранчи, недород). Народ во главе с Маздаком требовал открыть казенные амбары с зерном. Шаханшах Кавад (488-531) исполнил это требование и сделал Маздака своим советником. В Иране происходила массовая экспроприация знатных и богатых, бедняки отнимали «жилища, женщин, имущество». Около 5 лет Кавад поддерживал маздакитов, рассчитывая с их помощью ослабить и обуздать военную знать и жречество. Вероятно, просто боялся массового движения маздакитов и, чтобы усидеть на троне, не решался им противиться. Действия маздакитов нанесли тяжелый имущ, ущерб знатным родам. В результате заговора жречества и зиати Кавад смещен и бежал к царю эфталитов, где сумел собрать войско, вернуться в Иран н вновь завладеть троном. Примирился со знатью, удачные военные походы (носили, гл.о., грабительский характер) способствовали обогащению царя, теперь он не нуждался в поддержке маздакитов. Всех казнил. Учение маздакитов отвергнуто общими усилиями зороастрийского и христианского духовенства

Hosted by uCoz