Билет 7. Аравия накануне возникновения Ислама

Находится на Аравийском полуострове, площадь которого составляет около 3,2 млн. км2. Состоит, в основном, из сухих степей, пустынь и полупустынь. Для земледелия пригодны районы Йемен и Йемама, некоторые районы Центральной Аравии, южные области. Рельеф - сочетание гор, долин и сухих пустынь. Рек нет, только в дождливый период образуются небольшие речки, которые теряются в песках и пересыхают. Географические условия Аравии поделили население на 2 хозяйственных типа - оседлых земледельцев и кочевников-скотоводов. Оседлые земледельцы создали в Южной Аравии один из наиболее ранних очагов земледельческой культуры (9-8 вв.). Типы земледелия - орошаемое, богарное. Полеводство, огородничество, садоводство. В связи с развитием земледелия развивалось и строительство оросительных сооружений, колодцев и подземных водоемов. Кочевники-скотоводы выводят мелкий и крупный рогатый скот, основное животное - верблюд (то же, что и як в Тибете).
В Аравии объективно сложилась взаимная заинтересованность оседлых земледельцев к кочевников-скотоводов в развитии производства. Взаимная заинтересованность создала условия относительного равновесия, в котором находились оседлая и кочевая части арабского общества. Кроме того, кочевники здесь не были чуждым или пришлым элементом. И оседлые, и кочевники входили в целом в этническую и языковую общность. Подвижность населения, постоянные взаимные контакты способствовали складыванию единого языка, понятного всем племенам.
Города - административные, культурные, торговые и ремесленные центры. Развитие ремесел - прядение, ткачество, кожевенное и кузнечное дело. Торговые пути, соединявшие восток и запад того времени, проходили через территорию Аравии. Крупный торговый и ремесленный центр - Неджран, на северо-востоке Йемена. Здесь жило много купцов (занимались, в основном, работорговлей и ростовщичеством) из Византии, Эфиопии, Ирана, что придавало городу международное значение. Мекка - находится на важном торговом пути, сосредоточие внешней торговли с соседними государствами (Сирия, Иран).
Для ранней Аравии характерен политеизм и значительная свобода вероисповедания. Каждое племя или семья имели свое особо чтимое божество. Первые божества: Вадд (любовь, дружба), Сува (охраняет заблудшие стада), Йогус (посылает дождь), Наср (орел), Наук (задерживающий, препятствующий). Все они были праведными людьми и умерли в один день. Постепенно растет влияние век. племенных или семейных идолов. На первый план - женские божества: Манат (судьба), аль-Лат, Узза (всемогущая; ей клянутся, самая твердая и грозная клятва), Руда (земли и плодородия). В Аравии складываются своеобразные религиозные центры. Особую роль играли город Мекка и мекканский храм Кааба - главный по значению храм арабов-язычников. Хранители храма - племя курейшитов. Ежегодные паломничества верующих в Мекку по времени совпадали с крупными ярмарками, т е. языческий культ - важный источник дохода.
В течение первых вв. н.э. в религиозной ситуации Аравии наблюдается тенденция постепенного перехода многобожной системы в единобожную. Складываются культы общеаравийских божеств (когда объединяются союзы племен), сооружаются святилища, имеющие не только местное значение. В 5-6 вв. в Йемене появляются единобожники - ханифы, которые поклоняются единому богу - Рахману милостивому. Иудаизм распространяется в частях Аравии, связанных с Палестиной и Месопотамией торговыми интересами - в южной, юго-западной Аравии, к 6в. в Западной Аравии.Распространение христианства связано с деятельностью византийской дипломатии, которая выполняла и роль миссионеров. Также через купцов. В 6в. распространено в Южной Аравии, на побережье Красного моря, на о. Фарасан.

Hosted by uCoz