Билет 8. Биография Мухаммада б. Абдаллаха и начальный период образования арабско-мусульманского государства

Внимание! Тут вторая половина называется «становление ислама»

В 7 в. центр объединения Аравии - Хиджаз, район развитого земледелия, ремесла и торговли (здесь находятся Мекка, Ясриб (Медина), Таиф). Движение за государственное объединение подкреплялось проповедью монотеистического учения ислама (предание богу и его власти). Проповедник в идеолог - Мухаммед (570-632). Выступал против местных богачей и ростовщиков, за помощь бедным, сиротам, выкуп рабов на волю или их освобождение объявил богоугодным делом. Беднейшие слои населения восприняли его учение.
Группы мекканских богачей, выполнявших жреческие функции в Каабе, выступили против М., вынудили его покинуть Мекку и переселиться в Медину. Случилось это в 622г., который стал первым годом мусульманского летоисчисления, годом хиджры, или переселения. В Медине М. «принят как законодатель и устроитель» (там идет борьба за господствующее положение между племенами, эти противоречия М. как раз и использует). Борьба мединцев и мекканцев, в итоге в 630 году заключен мир, по которому мекканцы признают власть М. я принимают ислам. Мекка признана религиозным центром, Кааба - главным святилищем. М. выступил как сторонник сильной политической власти и подчинения ей аравийских племен. 7в. - образование первого общеарабского раннефеодального государства, которое получило идеологическое обоснование в идее единобожия, подчинения всех власти единого бога. М. - «посланник Бога» - единолично решал все важнейшие вопросы. Носил сан порока, осуществлял духовную и светскую власть. При нем существует своеобразный совет из его ближайших сподвижников, но имеет лишь совещательные функции.
В распоряжения главы государства имелось войско, ядро которого состоит из ближайших сподвижников последователей. Армия складывалась из ополчений племен и организовано по племенному принципу.
Основной источник по истории общеарабского раннефеодального государства - Коран («чтение»). По Корану, Бог непосредственно обращается к М., вкладывает в его уста свои мысли и решения. Главная мысль Корана - божественное происхождение имущественного и социального неравенства. Признает святость зависимости одних от других. Безусловное повиновение власть имущим. Земля принадлежит Богу, не каждый может получить или сохранить за собой земельное владение. Принцип неприкосновенности частной собственности. Милостыня рассматривается как общегосударственный налог, т.к. ислам и милостыня неразрывно связаны. Любой, принявший ислам, обязуется к уплате милостыни. Благотворительность - общегосударственная политика, направленная, с одной стороны, на принудительный характер обложения, с другой - на смягчение социальных противоречий, обусловленных социальным неравенством. Отпуска раба на волю - богоугодное дело. + дать ему письменную отпускную и наделить к.-л. имуществом, Аллаху приписывается разрешение торговли, торговыми делами занимался и сам М. Обязательное составление завещания для родителей и близких.
В экономической политике 2 направления: обеспечение постоянного дохода, подчинение жителей Аравийского полуострова. Если политический противник принимает ислам, то он получает покровительство, если нет - облагается налоговой податью. Налоги с ремесла, торговли, с поголовья скота. От подушней подати освобождались женщины и дети. Поземельный налог - до 1/3 урожая. М. наделял своих приближенных и глав племен земельными участками - икта (икта -отрезок, надел). Пожалованная земля считалась наследственной, можно покупать, продавать.


Hosted by uCoz