Внешняя экспансия Китая: северное направление, западное, юго-западное, южное и северо-восточное. Север: Цин столкнулись с монгольскими ханствами. Монголия- раздробленна, не оказывала сильного сопротивления. Маньчжуры завоевывают ее в конце 17в. (1690х гг.) Разделеная на Внутреннюю Монголию и Внешнюю Монголию (Внутренняя сейчас является частью Китая).
Запад: 2 государства- Джунгария (сев) и Хашчария (юг) (Монголы; уйгуры). «Восточный Туркистан»- в русской литературе. Борьба за «Восточный Туркистан» продолжается долго, было сложно. Окончательно завоеваны в середине 18 в. Из 60 000 населения осталось приблизительно 30 000. Создана новая провинция Синьцзян («новая граница»). Сейчас Синьцзян- уйгурский автономный район.
Юго-запад: Тибет. Его всегда было сложно завоевать, т.к. высокогорная страна. Реально Тибет полностью никогда не был под контролем китайцев, только некоторые крупные города. Цин послали войнов в Тибет и опять усилили свое влияние.
Китай пытался присоединить и Непал. 18в.- формальный вассалитет.
Юг: Малые народы и Вьетнам. В конце 18 в.- вторглись во Вьетнам, в котором происходило восстание тэйшонов под предводительством Нгуэн Хюэ («крестянская война»). В северный Вьетнам вступила маньчжуро-китайская армия.
1789г. в Донгда китайская армия терпит поражение. Освобожден город Сев. Вьетнама.
1792 г.- умер Нгуэн Хюэ.
Позже Вьетнам признает вассалитет.
Бирма. Было несколько войн. Заключен договор о формальном вассалитете.
Китайские ученые рассматривают эту экспансию не как завоевания, а как объединение разных народов. Китайская нация- ствол- остальные ветви единого древа.
Все не так гладко было в отношениях маньчжурцев и китайцев. Маньчжуры сохранили свой язык наряду с китайским, чтобы не ассимилироваться. Ввели обязательные прически, стили одежды. Китайский обычай постоянного бинтования ног маньчжуры не переняли и их называли «большеногими» (и сейчас тоже). Маньчжуры сохранили и шаманистские традиции. То есть, старались выделиться всеми способами.
В китайской среде оставались антиманьчжурские настроения, появились тайные общества и организации, которые ставили совей целью свержение дин. Цин и восстановление династии Мин. Идеология- религиозные учения (общ. Бань Лян Цзяо- «Общество Белого Лотоса»- связ. с буддизмом; общ. «Небо и земля»- с трад. представлениями; «Три ада» и др.) Найти потомков Мин было сложно и ими объявляли себя вожаки объединений. Эти организации были законспирированными, бла другая письменность. (напр. по-другому писали иероглиф Цин- без составной части, обозначающей «управление»- т.е. Цин не должна управлять.) Существовал язык «чайных чашек» (нельзя было говорить, передвигали чашки, общаясь таким образом). При вступлении в общество давались клятвы (протыкали копьем чучело имепратора). Были вооруженные восстания против императора. 1796-1804 г. – восстания секты «Белого лотоса» и др.
17-18 вв.- серьезный экономический кризис. Из-за демографического взрыва не хватало земли и т.д. Маньчжуры не допускали освоения северо-востока Китая (собственная маньчжурская территория). Возникали конфликты в городах. У торгово-ремесленных кругов не было гарантии, что их процветание будет развиваться, поэтому не было стимула осуществлять это производство, которое контролировалось чиновниками.