Колониальная экспансия Запада в Восточной Азии в 19в. Опиумные войны.

В конце 18 в. проявились симптомы упадка династической власти. Коррупция в правительстве достигла невероятного размаха; неспокойная обстановка в обществе находила выход в восстаниях, в частности, поднятом буддистской сектой Байляньцзяо («Белого лотоса») в 1796–1804. Регулярные императорские войска, т.н. «восьмизнаменные войска» и «армия зеленого штандарта», к тому времени полностью разложились, и вся тяжесть защиты династии легла на плечи поспешно сформированных армий типа «сянъюн» («местных храбрецов»), которые во второй половине 19 в. были преобразованы в армию «юнъин» («храбрых батальонов»), опору династии Цин. Начиная с 18 в. Китай страдал и от отсутствия сильного руководства. Императоры Цзяцин (1796–1820), Даогуан (1821–1850) и Сяньфын (1850–1861) вряд ли вообще были способны руководить государством. Вдовствующая маньчжурская императрица Цыси правила Китаем с 1861 по 1908.
Ухудшилось международное положение Китая. Характер деятельности европейцев в Индии, Малайе и на Филиппинах, а также вероломное поведение первых португальских и голландских купцов в прибрежных районах Китая привели к постепенному росту в стране антиевропейских настроений, а некоторые аспекты деятельности и конфликты иезуитских, францисканских и доминиканских миссионеров в Китае вызывали дополнительные подозрения. После 1724 в стране была запрещена пропаганда христианства, а после 1757 международная торговля могла осуществляться только через самый южный китайский порт – Кантон, где иностранцам было разрешено совершать торговые экспортно-импортные сделки во время краткого «торгового сезона» и только через посредников – «императорских купцов», а позднее – через кохонг (гунхан) – китайскую купеческую корпорацию, действовавшую по указаниям императорских чиновников. По окончании «торгового сезона» все иностранцы должны были проживать в Макао, находившемся с 16 в. под властью Португалии. Эта императорская монополия на торговлю китайцев с Западом вместе с имперскими положениями, ограничивавшими ассортимент разрешенных к продаже товаров, все больше раздражала представителей европейских коммерческих кругов, которые пришли к решению устранить все барьеры на пути торговли с Китаем.
Поначалу Китаю удавалось противодействовать усилиям Запада изменить систему монопольной торговли в Кантоне. Миссии англичан с целью установления более упорядоченных торговых и дипломатических отношений с цинским правительством, возглавлявшиеся Джорджем Макартни (1793) и Уильямом Питтом Амхерстом (1816), окончились провалом. Однако к 1830 вследствие влияния таких факторов, как унизительная система кантонской торговли и изменение баланса торговли в пользу Англии (отчасти из-за увеличения объема продажи индийского опиума Китаю), создалась кризисная ситуация. В 1840 английские войска вторглись в Китай и захватили несколько приморских городов. Разразилась первая т.н. «опиумная» война. Непосредственной причиной войны стала торговля индийским опиумом в нарушение императорских эдиктов, запрещавших ввоз опиума в Китай. Начало военных операций было спровоцировано решительными действиями по запрету торговли опиумом в Кантоне китайского особого уполномоченного Линь Цзэсюя и уничтожением большой партии опиума, принадлежавшей английским купцам. На начальном этапе военной конфронтации ощущалось превосходство западной техники, однако понадобились 20 лет упорных переговоров и вторая «опиумная» война (англо-франко-китайская 1856–1860), прежде чем Китай согласился принять западные принципы торговых отношений.
По условиям целой серии договоров, заключенных с несколькими европейскими державами и США в период между 1842 и 1860 (например, Нанкинский договор 1842, Тяньцзиньский договор 1858, Пекинские конвенции 1860 и др.), Китай стал участником «системы неравноправных договоров», принципиальными требованиями которых были: 1) открытие иностранцам для проживания и торговли специально оговоренных портов, включая Кантон, Амой, Фучжоу, Нинбо и Шанхай, а также полное отделение Гонконга; 2) учреждение специальных сеттльментов в этих портах, находящихся под управлением иностранной администрации; 3) экстерриториальность, или распространение действия законов страны-участника договора на ее граждан, находящихся в Китае; 4) открытие в Китае иностранных дипломатических представительств; свобода плавания иностранных судов в китайских территориальных водах; участие в регулировании китайских таможенных тарифов со стороны иностранных партнеров; деятельность внешнеторговых таможенных учреждений под руководством таможенных управлений с иностранным персоналом, находящимся на китайской службе; 5) доступ миссионеров в глубинные районы Китая.

Hosted by uCoz