Крестьянская война Тайпинов.

Крестьянские войны характерны для многих народов. В истории Китая тоже были (Средние века – 4 войны: восстание желтых повязок – первая). Война Тайпинов – 5ая, но происходит в новых условиях с агрессией военных держав (извне).

Война от восстания отличается тем, что при войне были огромные масштабы ( почти вся страна), и предпринимается попытка создания своего государства, установление власти. Никакой позитивной программы развития не предлагали (только монархическую). И тайпины колебались между анархией и монархией.

Движение тайпинов (1850-1864)
Не имело ли антииностранного характера, как в Индии – восстание сипаев? Историки постоянно спорят.

Предпосылки крестьянской войны.
Война охватила юг (почти не тронув севера). Помимо общих причин, усугубили первые последствия итогов Первой опиумной войны, когда Китай превратился в полуколонию. Отлив серебра за границы отсюда повышение стоимости своего серебра. Налоги крестьяне платили серебром, а сами использовали медные монеты – вэни (серебро – ляны). Связки вэней все больше росли отсюда ухудшение положения крестьян. Повышается арендная плата отсюда положение крестьян-арендаторов и тех, кто держал земли, ухудшается.
Теряют работу кустари и ремесленники (англ конкуренция). Торговые пути стали проходить по морскому побережью (раньше внутри страны). Центр Китая стал тоже разоряться. Вссе это 100 тыс – млн чел.
Крестьяне не представляли себе причин всего этого, неграмотные. Многие даже не знали про опиумную войну отсюда растет недовольство правительством.
Появляется вождь, человек, который создал новую идеологию, которая могла повести за ним массы – Хун Сюцюань.
Сельский учитель, родился в Гуан Ду, простой человек. Хотел получить должность чиновника, но проваливался на экзаменах. Начались психические расстройства, и во время болезни встретился с европейскими миссионерами, которые его вылечили и приобщили к христианству, которое он начал интерпретировать по-своему. Заявил, что небесный отец открыл ему истину: он не просто учитель, а брат Иисуса Христа. Возникает синтез китайских учений с христианством. Учение тайпинов не полностью христианское, а только в его оболочке. Внутри же – китайские традиционные учения.
Сюцюань заявил, что жил в Небесном Замке с братьями – Иисусом и Ян Сюцином, его ближним соратником.
Дьявол распространяет зло по Земле (особенно все плохо в Китае из-за «маньчжуров-дьяволов») и Небесный Отец послал Яна и Хуна, своих сыновей, для свержения династии Цин и установления власти Небесного отца.
1843 – создал тайное общество «Байшандихуэй» (Общество поклонения Небесному отцу). К нему тянутся разорившиеся крестьяне из деревень ГуанДун и Гуанси – первые очаги. С июля 1850 – начинает поднимать восстания против власти. Январь 1851 в местечке ДзиньТянь (Золотые поля) провозглашено собственное государство. Тайпинтяньго (великое равенство-небесное государство)
Т.е тайпин – великое равенство, термин уходит глубоко в древность. Т.е. тайпины ничего нового не придумали.
Сам Хун С. Провозглашен Небесным Князем, Ян – Восточный князь и другие князья. Хун С. Становится главным идеологом и правителем государства (теория), а Ян - премьер-министром (создание армии, государства).
Цели:
- свержение династии Цинн – вместо реставрации Мин предлагают свою династию
- введение всеобщего равенства
- проблема: споры историков КНР, что было выступление против колонизаторов-иностранцев. Но на самом деле крестьяне даже искали поддержки у иностранцев, т.к. те тоже были христианами. В этом была ошибка тайпинов. Европейцы же делали ставки, кого поддержать и ждали развития событий. Западные страны посылали своих представителей, но от них требовали поклонения как будто Младшему брату Иисуса. Т.е. было как в традиционном Китае.
Идеология:
Смесь традиционных китайский представлений и христианства.
1. Антиманьчжурский характер.
2. Тесная связь с древнекитайскими социальными утопиями (тайпин, разделение земли т.п.)
3. Аскетизм морали (запретили опиум, азартные игры, табак; пуританское общение между М и Ж)
4. Христианская окраска (идея равенства, 10 заповедей – но переиначили, Десять Небесных Заповедей и др)
Периодизация
1) 1850-1853 – Начальный, до захвата города Нанкин.
2) 1853-1856 – самый важный – строительство тайпинского государства, до начала жестокой междоусобицы внутри тайпинского войска.
3) 1856-1860 – упадок тайпинского государства. (Здесь же 2ая опиумная война)
4) 1860-1864 – Борьба тайпинов против объединенных сил маньчжуров и крупных феодалов (с иностранцами). Разгром тайпинов. <з> Начальный период – активное движение на север, захват городов Южного Китая (Нанкин). Армия увеличивалась до 1 млн чел к моменту взятия Нанкина. Почему стремились к Нанкину? Во-первых, это столичный город Юга ( в 14 в, когда началось восстание красных войск против монголов, вождь захватил Нанкин, провозгласил создание династии Мин), т.е. тайпины следовали традиции – свергнуть маньчжуров и сделать столицей Нанкин. Был освобожден почти весь Юг Китай, Нанкин переименован в Тянькин (Небесная столица). Была создана социальная организация, как монархия. + создали хорошо дисциплинированную армию, крепкую.
Земля – конфисковали земли и раздавали крестьянам. Обещали освободить от налогов.
Слабость – тайпины не закреплялись на территориях, и когда уходили, маньчжуры опять занимали места. <з> Создание государства. Был создан документ «Земельная система небесной династии», как конституция государства. Принципы общественной, производственной, военной и религиозной организации тайпинского общества. Общественный строй, основан на всеобщем равенстве (утопия). Все цлены общества равны ы правах.
Земля – государственная собственность (классич кит модель), которая делилась на участки и раздавалась крестьянам поровну. Взрослому – надел, ребенку поднадела.
Мужчины и женщины равны. Но земля была разная, поэтому земля поделена на 9 категорий. Крестьяне все, что произвели на земле, должны были сдавать в общественные кладовые (регламент военной общины).
Город. Ремесленники объединялись вместе, все произведенное сдавали в общественные кладовые. Чиновники все делили и распределяли поровну (как идеальный гос социализм). Но на практике этот вариант был претворен в жизнь только в Нанкине и его небольших районах, и только. Это было нереально для всей территории, для которой тайпины ввели регламентацию налогов, что нравилось крестьянам, и они поддерживали.
Государственное устройство – монархия.
Гос.Религия- христианство (видоизмененное).
Международное положение – благоприятное, т.к. иностранцы заявили о нейтралитете.
Военное - неудачно, проиграли битвы на Севере, недооценив его. На Севере социальные противоречия не были такими острыми, земли было больше. Даже общий язык было найти трудно, т.к. тайпины говорили на Южных диалектах, т.е. северяне не присоединялись, и тайпины потерпели поражение.
Западные районы – более удачно.

1856 – междоусобный конфликт в верхушке государства, потеряно много бойцов.
2 сент 1856 – убит Ян С, которого убил Северный князь (Вэй Чанхуй). Вэя хотели наказать, но его сторонники стали вырезать невооруженных сторонников Яна. Эти события резко ухудшили и военную, и политическую аобстановку. Причины и поводы.
Повод – недовольство тем, что Ян узурпировал власть и даже пытался идеологически ставить себя выше. Ян заявил, что в него вселился Небесный Отец. Привлек единомышленников, и Хуну пришлось это закрепить идеологически. Ян давил на Хуна, отдавал ему приказания.Т.е. Хун молчаливо согласился на уничтожение Яна.
Причины более глубокие – конфликт между простыми людьми и руководителями восстания (верхушка жила во дворцах с целядью, большим количеством жен и наложниц). Конфликт между «старшими» и «младшими» братьями. Старшие – кто изначально был в войне, младшие потом примкнули. Власть была в руках у Старших братьев. Т.е. тайпины сами себя уничтожили.
Упадок. Оборонительные войны. После – против тайпинов пошли иностранцы. Тайпины боролись против 3 сил: маньчжурские восьмизнаменные войска, войска крупных землевладельцев, 2 крупнейших – Цзэн Гофань и Ли Хунччжан – «душители») и иностранцы (сначала волонтеры, 1 отряд = американец Ворт, потом англичанин Гордон, потом регулярные армии).
Т.о., тайпинская армия терпит поражение, к 1864 только Нанкин у тайпинов. Хун С. Покончил с собой, заявив, что уходит на небо за Небесной Армией.
19 июля – в Нанкин ворвалась армия манчжуров; тайпинов было легко узнать по тому, что у них не было ком. Их рубили сразу, как видели.

Параллельно с крестьянской войной тайпинов происходили и иные восстания, но тайпины не вступали в союз с другими (Восстание факельщиков, восстание союза малых мечей в Шанхае, т.п.) Цинская династия находилась на грани краха и не могла контролировать ситуацию в стране. Но в результате войны не возникла новая династия, и Цин еще существовала полвека. Страна была в кризисе и нуждалась в реформах.


Hosted by uCoz