Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.
Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей.
Боги Древнего Египта были великими и могущественными, но они были близко, почти рядом, они были всегда. Может быть, поэтому срок земной человеческой жизни ни имел особенного значения, и продолжение этой жизни рядом с богами считалось вполне естественным. Согласно мифам, душа умершего может вселиться обратно в тело в том случае, если оно будет воспроизведено полностью. Круглая скульптура (скульптура, которую можно обойти со всех сторон) предполагает исполнение фигуры целиком. Но на плоскости, в росписи, добиться этого гораздо сложнее. Поэтому древнеегипетские мастера находят такой изобразительный прием, при котором все элементы человеческой фигуры зримо присутствуют в созданном образе: лицо и ноги с выставленной левой ногой показаны в профиль, а верхняя часть туловища развернута в фас с выявлением обоих плеч и рук, глаз также имеет фасное изображение. Этот изобразительный прием прочно вошел в древнеегипетское искусство, прошел испытание временем и закрепился системой канона. Он распространялся и на изображения реальных людей. Именно так изображены все люди и боги и в «Книге мертвых», и на стенах гробниц и храмов.
Могилы и похоронные обряды Древние Египтяне верили, что мертвым могут понадобиться такие предметы, какими они пользовались при жизни, отчасти потому, что люди, по их представлениям, состояли из тела и души, поэтому продолжение жизни после смерти должно было касаться и тела. Это должно было означать, что тело следовало хорошо подготовить для оживления и что для него должны были быть приготовлены полезные и ценные вещи. Отсюда необходимость мумифицирования и снабжение могил всеми необходимыми вещами, способными сохранить тело в безопасности. Сохранение тела и обеспечение его предметами первой необходимости соответствовали, таким образом, религиозным верованиям в то, что жизнь не кончается. (Некоторые из древних могильных надписей убеждали умерших, что смерть в конце концов - всего лишь иллюзия: "Не умершим ты ушел; ты ушел живым".)
В VIII тысячелетии до н.э. в северо-восточной Африке, в нижнем течении реки Нил, возникли первые египетские города: Мемфис, Иераконполь и др. Прошло несколько десятков веков, и к III тысячелетию до н.э., в результате объединения царств Верхнего и Нижнего Египта, сложилось одно из древнейших государств на Земле, породившее замечательную и великую культуру Древнего Востока, которая сыграла важнейшую роль в сложении античной культуры и в дальнейшей истории развития общества. В искусстве существует прямая традиция, передаваемая от мастера к ученику, от ученика к ценителю или копиисту, связывающая загадочные ранние формы художественного творчества с культурой нашего времени. “Она соединяет нынешнее искусство – любое современное здание, любой плакат – с искусством, возникшим пять тысячелетий назад в долине Нила”. Школу египтян прошли греческие мастера, а все мы – выученики греков. Поэтому искусство Древнего Египта для нас чрезвычайно важно.
Египет первый в мире дал монументальную каменную архитектуру, замечательный своей реалистической правдивостью скульптурный портрет, высокого мастерства изделия художественного ремесла. Египетские зодчие и скульпторы великолепно владели искусством обработки разнообразных пород камня. Они довели до высокого совершенства и художественные ремесла – резьбу по дереву и кости, различные виды обработки металла, тончайшие ювелирные работы из золота, серебра и самоцветов, изготовление цветного стекла и фаянса, тонких прозрачных тканей. Эти работы египетских мастеров замечательны сочетанием изумительного вкуса в выборе формы и материала с необычной тщательностью выполнения, доходившей до того, что для инкрустации иного ларца использовалось до 20 тысяч вставок из кусочков слоновой кости или эбенового дерева.
Канон, в переводе с греческого языка, означает канон, или правило. Канону подчинялись древнеегипетские мастера, разрабатывая план храма или гробницы, форму написания стиха.
Канон – это художественные правила, которые показывали жрецам последовательность обряда, зодчему - композицию памятников, писателю – набор слов и построение предложений. В Искусстве Древнего Египта канон распространялся и на рельефы. Этот вид искусства был более выразительным и долговечным, чем роспись. Еще в древности начали формироваться характерные египетские черты в искусстве, которые впоследствии закреплялись традицией. И в росписи, и в рельефе, и в архитектуре из традиций и отдельных приемов складывалась строгая система. Менялись взгляды и вкусы, художественные стили и технические приемы изображения – канон же оставался неизменным и вселял уверенность в вечном существовании жизни.
Самая главная отличительная особенность искусства Древнего Египта заключается в том, что оно было призвано обслуживать потребности религии, в том числе заупокойного культа и государственного культа обожествленного фараона. Религия – первооснова древнеегипетского искусства, его неотъемлемая составляющая, фактор, оказывавший непосредственное влияние на развитие египетской культуры в целом в течение всего времени ее существования. Памятники древнеегипетского искусства на протяжении всей его истории имели в подавляющем большинстве культовое значение.
(автор- Вика Кожевникова, История Центральной Азии)