Билет 15 Религия и культура Древнего Египта (искусство)

Религия

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей-полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами. Бог-творец Птах (согласно мемфисской теологии) был, например, объединен с богиней войны Сехмет, а бог-целитель Имхотеп вошел в триаду отец-мать-сын.

Обычно египтяне придавали наибольшее значение богам, связанным с Нилом (Хапи, Сотис, Себек), солнцем (Ра, Ре-Атум, Гор), и богам, помогающим мертвым (Осирис, Анубис, Сокарис). В период Древнего Царства солнечный бог Ра был главным богом. Ра должен был принести бессмертие всему государству через фараона, своего сына. Солнце казалось египтянам, как и многим другим древним народам, явно бессмертным, ибо оно "умирало" каждый вечер, странствовало под землей и "заново рождалось" каждое утро. Солнце также имело значение для успехов сельского хозяйства в районе Нила. Таким образом, поскольку фараон отождествлялся с солнцем-богом, нерушимость и процветание государства были обеспечены. Кроме того, Ра был оплотом нравственного порядка всего сущего, Маат (Истина, Правосудие, Согласие) была его дочерью. Это создавало свод жизненных правил для масс и дополнительную возможность угождать богу-солнцу в интересах государства и своих собственных. Эта религия не была индивидуалистически ориентированной; кроме царской семьи, никто не мог надеяться на загробную жизнь и мало кто верил, что Ра способен обратить внимание или оказать услугу обычному человеку.

Египетские религиозные храмы были не только местами исполнения религиозного культа: они в такой же мере были центрами социальной, интеллектуальной, культурной и экономической жизни. Жрецы составляли только небольшую часть обширного персонала, обслуживающего храм, включающего охранников, писцов, певцов, служителей жертвенников, уборщиков, чтецов, пророков и музыкантов. В период расцвета храмовой архитектуры, около 1500 г. до н. э. храмы обычно окружались несколькими массивными сооружениями, а вдоль широкой аллеи, которая вела на их территорию, стояли рядами сфинксы, выполнявшие роль стражей.

Боги Древнего Египта были великими и могущественными, но они были близко, почти рядом, они были всегда. Может быть, поэтому срок земной человеческой жизни ни имел особенного значения, и продолжение этой жизни рядом с богами считалось вполне естественным. Согласно мифам, душа умершего может вселиться обратно в тело в том случае, если оно будет воспроизведено полностью. Круглая скульптура (скульптура, которую можно обойти со всех сторон) предполагает исполнение фигуры целиком. Но на плоскости, в росписи, добиться этого гораздо сложнее. Поэтому древнеегипетские мастера находят такой изобразительный прием, при котором все элементы человеческой фигуры зримо присутствуют в созданном образе: лицо и ноги с выставленной левой ногой показаны в профиль, а верхняя часть туловища развернута в фас с выявлением обоих плеч и рук, глаз также имеет фасное изображение. Этот изобразительный прием прочно вошел в древнеегипетское искусство, прошел испытание временем и закрепился системой канона. Он распространялся и на изображения реальных людей. Именно так изображены все люди и боги и в «Книге мертвых», и на стенах гробниц и храмов.