Билет 21. Древняя Индия. Индская цивилизация (Мохенджо-Даро и Хараппы).

Северная Индия, как и доисторическая Европа, пережила периоды оледенения. Первые сохранившиеся следы человека на территории Индии (более 100 тыс. лет до н.э.) – палеолитические грубые рубящие орудия, нуклеусы.
Люди каменного века были охотниками и собирателями и жили очень маленькими общинами, обычно кочевыми. Затем, в позднем мезолите происходит переход от собирательства к скотоводству и оседлому земледелию. Самыми ранними свидетельствами оседлых культур в Индии являются остатки небольших поселений, открытых в Белуджистане и Синде (датируются концом IV тыс. до н.э.).

В III тыс. до н.э. на территории, которую охватывала система Инда (теперь часть Пакистана), сложилась древнейшая цивилизация. Река же дала свое имя этой цивилизации (индийцы называли её «синдху», персы, которым было трудно произносить начальное «с» – «хинду», греки – «индос»).
Это была городская цивилизация, в долине Инда – несколько сотен однотипных городских поселений. 2 самых крупных – Хараппа и Мохенджо-Даро (3-ий центр культуры – Калибанган). Город Шортугай – торговая фактория Индской цивилизации.

Условно города существуют с сер. III тыс. до н.э. до сер. II тыс. до н.э. (некоторые области существуют позднее). Протяженность - более 1100 км с севера на юг, 1600 км с запада на восток. Природные условия невероятно разнообразны, столь же пестро и население Индии.
Существовали 2 важнейшие языковые области: на севере – индоевропейские языки, на юге – дравидийские языки, ни в коей мере не родственные языкам народов севера.
Лучше всего исследованы Хараппа и Мохенджо-Даро.
Первые раскопки найдены в 1921 г. в Хараппе. На год позже – раскопки в Мохенджо-Даро (в переводе означает «холм мёртвых»). Однако до сих пор существует трудность в установлении отношений между Хараппой и предшествующими поселениями.
Скорее всего, создатели цивилизации пришли из областей Синд и Белуджистан и говорили на одном из протодравидийских языков.
Период наивысшего расцвета – около 2600 г. до н.э.
Города, как правило, - крупные поселения. Дома 2-х и 3-хэтажные из обожженного кирпича. Планировка улиц прямоугольная. Развитая система каналов, бассейнов.
Город делится на 2 части: верхний и нижний город.
Оба главных города – Мохенджо-Даро и Хараппа – были построены по сходному плану.
Основное занятие – земледелие (пшеница, горох, ячмень, хлопок, сезам, дыни). Из домашних животных – овцы, буйволы, свиньи, ослы, собаки, различные домашние птицы, козы. Слон был хорошо известен, и, возможно, также приручен.
Время расцвета – эпоха развитой бронзы. Очень развиты прядение, ткачество, гончарное и ювелирное дела.
Существовала хорошо налаженная внутренняя и внешняя торговля. Индские города торговали с поселениями Белуджистана, Деканом (раковины, некоторые виды камней), Ираном и Афганистаном (серебро, бирюза). Налажены связи с Месопотамией (главным образом туда плавали индцы). (Зимой муссоны дуют с востока на запад (в направлении Месопотамии), летом направление меняется (плывут обратно). Поездка занимала около года.) Находки индских печатей в Двуречье указывают на то, что купцы из Индии действительно посещали Месопотамию. Их главным товаром был, вероятно, хлопок, всегда составлявший одну из главных статей экспорта Индии.
Создатели государства оставили многочисленные надписи на печатях и других предметах (обнаружено более 2000 печатей). Краткие надписи на них , обычно из 10-20 знаков, - единственные значительные образцы хараппской письменности, сохранившиеся до наших дней. Эта письменность насчитывает около 270 знаков, вероятно, иероглифического типа. Однако пока окончательной дешифровки не сделано.
Материальная культура: гравюры на печатях (особенно изображения животных), статуэтки животных, бусы из полудрагоценных камней и фаянса.
О религии мало данных. Однако на трех печатях фигурирует рогатый бог, который, вероятно, являлся наиболее примечательным божеством хараппской культуры (возможно, это было божество плодородия).
Население принадлежало к европеоидной расе.
Серьезное имущественное и социальное неравенство.
Индская цивилизация просуществовала более тысячелетия, затем упадок. XVII – XVI вв. до н.э. – окончательный упадок Индской цивилизации. Индские города пали под натиском варваров, но важны также и внутренние условия кризиса (перенаселение городов, внутренний порядок поддерживался менее строго).
Во второй пол. II тыс. до н.э. (XIII – X вв. до н.э.) на территорию Индии вторгаются племена ариев. Ученые не связывают падение великой цивилизации с приходом ариев (между этими 2-мя событиями проходит несколько столетий).

(автор- Полина Манько, История Индии)


Hosted by uCoz