Билет 22. Древняя Индия (ведический период, государство Магадха, держава маурьев).

В Иран и Северную Индию приходят арии. Процесс расселения ариев занял несколько столетий (около XIII – X вв. до н.э.).
Пришельцы говорили на индоарийских языках. Отрывки гимнов Ригведы, созданной ариями, имеют сходство с Авестой.
В Индии ариев многие исследователи отождествляют с созданием культуры серой расписной керамики. Арии заимствовали у местного населения некоторые черты культуры.
Историю со времен прихода ариев делят на несколько периодов:
  1. Ведийский период (XIII – VII вв. до н.э.) Сер. II тыс. – сер. I тыс. до н.э. – освоение бассейна и долины реки Ганга. Ко времени создания поздних гимнов Ригведы арии расселились по равнине Декана.
    Арии воевали с племенами дасов и пани. В поздних гимнах Ригведы употребляются термины «даса», означающий «раб» или «зависимый», а также форма женского рода – «даси» («рабыня»); «Гавшити» - война (дословно «захват скота»).
    4 сословия – жрецы (брахманы), воины (кшатрии), земледельцы (вайшьи), зависимые, слуги (шудры) – образовывались на протяжении эпохи Ригведы и в определенной мере сохранились до сегодняшнего дня.
    На плодородных равнинах – бурный рост земледелия. Введен плуг. Скотоводство также играло важную роль. В ведийский период вегетарианства в Индии не было, поэтому скот (коров и быков в том числе) убивали для пищи. Молоко и молочные продукты – основная пища. Широко распространены жертвоприношения скота (в том числе коров). Особый сложный обряд – жертвоприношение коня.
    Политическая история известна плохо, т.к. письменные памятники отсутствуют до IV в. до н.э.
  2. Буддийский период (VI – III вв. до н.э.) В долине Ганга образовалось несколько княжеств. Важнейшими из них были Магадха и Кошала (также Ватса и Аванти). Кошала – родина легендарного Рамы. Между Магадхой и Кошалой происходила упорная борьба. В V в. до н.э. Кошала была завоевана Магадхой. Затем Магадха начала борьбу с Аванти (на р. Джамна), однако успех – по крайней мере, какое-то время – не сопутствовал царю Магадхи в этой войне. В последующие полтора столетия Магадха продолжала расширять свои владения. В IV в. до н.э. Магадха владеет уже всем бассейном Ганги.

С сер. IV в. в Магадхе правит династия Нандов (доминирует во всей северо-западной Индии).
Во всех жизнеописаниях Будды (563-483) говорится о том, что в Индии существовало «16 великих стран».
Конец IV в. до н.э. – поход Александра Великого.
В 330 г. до н.э. Александр Македонский нанес поражение Дарию III, последнему из Ахеменидов. А в 326 г. до н.э. Александр и его войско появляются в Индии. Трудная борьба с царем Пором (в северо-западной Индии). С большим трудом македонцам удалось разбить войска Пора, а его самого захватить в плен. Однако впоследствии Александр вернул Пору царство и сделал его своим вассалом. По берегу Инда войско Александра спускается к морю; часть войска прибывает в Месопотамию морем, другая часть, во главе с Александром, - сушей. Неожиданная смерть Александра в 323 г. до н.э. ослабила власть македонцев в Индии, и в 317 г. последний их военачальников Александра, Эвдем, покинул северо-запад Индии.

Вскоре появляется местная династия Маурьев. Её основатель – Сандракотта (Чандрагупта) Маурья. Династия просуществовала с 317 по 180 гг. до н.э. Столица – Паталипутра (на р. Ганга). Наиболее известный представитель династии – Ашока (268 – 231) – внук Чандрагупты. Большая часть полуострова находится под властью Маурьев.
Эдикты (указы) Ашоки (известно около 150) – самые ранние из дошедших до нас письменных свидетельств истории Индии. Это были официальные государственные эдикты и указания чиновникам и подданным.
В эдиктах Ашоки говорится о завоевании Калинги (на побережье Бенгальского залива).
Ашока стал буддистом и всячески покровительствовал буддизму. Именно в период его правления буддизм из индийской секты начал превращаться в мировую религию. В V в. до н.э. на Цейлон переселяется много людей во главе с царевичем Сингалом («лев»). Они основывают там буддийские общины.
Однако при всем своем ревностном отношении к буддизму, Ашока заявлял, что все религиозные секты достойны уважения.
Реформы, проводимые Ашокой, были направлены скорее к централизации, чем к усилению власти на местах.
Царь носил титул царя Магадхи.
Раз в 3-5 лет проводились ревизии по провинциям. Старая администрация сохранилась почти повсеместно.
Ашока создал новый класс чиновников - «служителей праведности», которые должны были поощрять добрые отношения между людьми.
После смерти Ашоки его империя начинает распадаться.

Сер. III – II вв. до н.э. с северо-запада – натиск греко-бактрийцев. Многие из них принимают буддизм. 256 – 55 гг. до н.э. – существование греко-бактрийского царства.
I в. до н.э. – приход иранских племен (шаки).
В первых веках н.э. приходят кушаны.

(автор- Полина Манько, История Индии)


Hosted by uCoz