С сер. IV в. в Магадхе правит династия Нандов (доминирует во всей северо-западной Индии).
Во всех жизнеописаниях Будды (563-483) говорится о том, что в Индии существовало «16 великих стран».
Конец IV в. до н.э. – поход Александра Великого.
В 330 г. до н.э. Александр Македонский нанес поражение Дарию III, последнему из Ахеменидов. А в 326 г. до н.э. Александр и его войско появляются в Индии. Трудная борьба с царем Пором (в северо-западной Индии). С большим трудом македонцам удалось разбить войска Пора, а его самого захватить в плен. Однако впоследствии Александр вернул Пору царство и сделал его своим вассалом. По берегу Инда войско Александра спускается к морю; часть войска прибывает в Месопотамию морем, другая часть, во главе с Александром, - сушей. Неожиданная смерть Александра в 323 г. до н.э. ослабила власть македонцев в Индии, и в 317 г. последний их военачальников Александра, Эвдем, покинул северо-запад Индии.
Вскоре появляется местная династия Маурьев. Её основатель – Сандракотта (Чандрагупта) Маурья. Династия просуществовала с 317 по 180 гг. до н.э. Столица – Паталипутра (на р. Ганга). Наиболее известный представитель династии – Ашока (268 – 231) – внук Чандрагупты.
Большая часть полуострова находится под властью Маурьев.
Эдикты (указы) Ашоки (известно около 150) – самые ранние из дошедших до нас письменных свидетельств истории Индии. Это были официальные государственные эдикты и указания чиновникам и подданным.
В эдиктах Ашоки говорится о завоевании Калинги (на побережье Бенгальского залива).
Ашока стал буддистом и всячески покровительствовал буддизму. Именно в период его правления буддизм из индийской секты начал превращаться в мировую религию. В V в. до н.э. на Цейлон переселяется много людей во главе с царевичем Сингалом («лев»). Они основывают там буддийские общины.
Однако при всем своем ревностном отношении к буддизму, Ашока заявлял, что все религиозные секты достойны уважения.
Реформы, проводимые Ашокой, были направлены скорее к централизации, чем к усилению власти на местах.
Царь носил титул царя Магадхи.
Раз в 3-5 лет проводились ревизии по провинциям. Старая администрация сохранилась почти повсеместно.
Ашока создал новый класс чиновников - «служителей праведности», которые должны были поощрять добрые отношения между людьми.
После смерти Ашоки его империя начинает распадаться.
Сер. III – II вв. до н.э. с северо-запада – натиск греко-бактрийцев. Многие из них принимают буддизм. 256 – 55 гг. до н.э. – существование греко-бактрийского царства.
I в. до н.э. – приход иранских племен (шаки).
В первых веках н.э. приходят кушаны.
(автор- Полина Манько, История Индии)