Билет 23. Религия и культура Древней Индии от ведического периода до «классической эпохи».

Основные источники знаний о религии и культуре Древней Индии – Ригведа, Махабхарата и Рамаяна.
Наиболее значительной эпической поэмой является Махабхарата. Её сюжет – междоусобная война в царстве Куру.
Второй эпос, Рамаяна, по объему значительно меньше Махабхараты и состоит из 7 книг, повествующих о жизни и подвигах легендарного героя Рамы из царства Кошала.
Из этих источников мы можем почерпнуть некоторые сведения о жизни и культуре древних жителей Индии.
В древние времена в Индии возделывается ячмень, рис, кунжут. С приходом ариев начинается широкое применение железа. Обрабатывают медь и золото.
Существует сельская община с большой патриархальной семьей. Наследовал имущество обычно старший сын.
Землепользование, в основном, общинное, хотя разрешено также и частное пользование.
Для ариев существует множество ограничений.
Существует множество титулов, связанных с ритуальными функциями (например, «тот, кто режет мясо»).
Очень распространены кости; существовал титул «бросающий игральные кости», употреблявшийся в значении «советник царя».
К концу эпохи Ригведы окончательно формируются 4 варны. Принадлежность к Варне передавалась по наследству. Индийцы считали, что бог сотворил людей из различных частей своего тела:

  1. брахманы (жрецы) - из уст бога Пуруша
  2. кшатрии (воины, военная знать) - из рук Пуруша
  3. вайшьи (земледельцы, купцы) - из бедер Пуруша
  4. шудры (слуги) - из ступней Пуруша
Неприкасаемые – не принадлежат ни к одной варне; должны выполнять самую тяжелую и черную работу.
Формируются касты (неимоверное количество). Каста обозначает «племя», «род» или «семья». Специалисты утверждают, что касты не образовались из четырех варн, а возникли позднее. Кастовый строй давал стабильность, устойчивость - Индия не знала широких массовых движений, восстаний.

Ведизм – стадия древнеиндийской религии. Существовало 4 больших сборника гимнов и заклинаний: Ригведа, Атхарваведа, Яджурведа, Самаведа.
1028 гимнов Ригведы дают нам довольно полное представление о религии древних ариев.
Число божеств велико. Все они делятся на 3 группы: божества небосвода, божества воздушного пространства и божества земли.
Обожествляются силы природы.
Образы богов слабо детализированы.
I место занимает бог Индра – одновременно бог грома и бог войны (ему посвящено 250 гимнов). Он имеет много общего с греческим Зевсом. Его оружие – молния. Это был буйный бог, пристрастный к пирам и пьянству (может пить священный напиток – сому). Основная заслуга Индры – поединок со злым драконом Вритрой.
Бог Варуна (ему посвящено 12 гимнов) уступает по важности только Индре. Это царь богов, весь небосвод; его глаз – солнце. Варуна – хранитель риты, космического порядка. Иногда даже утверждается, что он её создал. Таким образом, Варуна превращается в некоего бога-творца.
Боги-близнецы Ашвины (50 гимнов). Их главная роль заключается в помощи людям.
Бог Агни (200 гимнов) – огонь. Главная функция Агни – истребление злых духов. Он – приноситель и приниматель жертв. Агни был повсюду.
Бог Сома (120 гимнов) – персонификация, обожествление сока какого-то растения. Сомой первоначально называлось растение (возможно, конопля), из которого приготовляли сильнодействующий напиток. Существовало специальное жертвоприношение, в котором сому вливали в огонь.
Яма – бог мертвых.
Рудра – сходен с греческим Аполлоном, чьи стрелы приносят болезнь. Это нелюдимый бог, обитающий в горах.
Божества низшего порядка:

Основной момент ведийского культа – жертвоприношение.
  1. жертва вперед за помощь (do ut des); благодарственные жертвы
  2. жертвоприношение, направленное на то, чтобы подчинить божество воле жертвователя
  3. жертвы ради искупления греха
Могли быть публичными, а могли быть домашними, семейными ритуалами.
Смерть воспринималась как уход дыхания (асу). После сожжения на 10 день кости собирали и хранили в оссуарии.
В ведийскую литературу входят также обширные брахманы, которые рассматриваются как приложения к ведам, и мистические упанишады, которые, в свою очередь, являются приложениями к брахманам.
Брахманы ввели в ведийское учение космогонию.
К концу эпохи Ригведы на первое место выходит бог-творец Праждапати, который существовал ещё до сотворения Вселенной. Этот человек был принесен в жертву, по-видимому, самому себе, богами, которые, очевидно, были его детьми. Складывается цикличный характер бытия мира.
Известно 108 упанишад (VIII/VII вв. до н.э. – XVI в. н.э.). Центральный вопрос упанишад – о соотношении природы человеческого «я» и космической природы бытия. Атман – человеческое «я». «Брахман» – вселенское бытие (описывается только через отрицательные характеристики).

(автор- Полина Манько, История Индии)


Hosted by uCoz