Билет 3. Протописьменный период в истории Месопотамии. Появление первых городов и сложение нового типа культуры. Ее отличия от первобытной культуры. Гипотеза о возьниконовении письменности на основе системы предметного письма.

Вторая половина II тыс. до н.э.: возникновение раннеклассового общества и государственности, создание основ шумерской цивилизации связаны с урукской культурой. А также: ее интенсивное развитие, военные походы (с целью захвата рабов), возникновение пиктографической письменности.

Естественно, кроме Урука существовало еще некоторое количество городов, но эти поселения протописьменного периода были разобщены как экономически, так и политически, хотя и были связаны религиозными узами.

Все больший прибавочный продукт дает ирригационное земледелие. Все более быстрыми темпами идет отделение ремесла от земледелия. Выделяется гончарное ремесло (о развитии массового производства свидетельствует появление стандартных форм и гладкой красной и серой окраски сосудов). Обособляются мастера камнерезы. Особой отраслью становится ювелирное производство. Развивается внешний и внутренний обмен (ввозятся медь, золото, строительный материал, драгоценные и полудрагоценные камни; вывозятся зерно и продукты ремесла). В качестве транспортных средств – лодки и повозки.

Поселения увеличиваются в раз мерах, становятся центрами ремесла и торговли – прообразами будущих городов. Центром такого раннего города выступал храм, а иногда и целый храмовый комплекс. Монументальные храмы подчеркивают рост экономического потенциала страны.

Рождение цивилизации венчает возникновение пиктографической письменности (около 2000 рисуночных знаков, каждый из которых передавал целое понятие). От этого времени сохранилось три архива: два (ранний и поздний) из Урука и один из Джемдет-Насра (поселение последующей эпохи). Неудивительно, что археологи назвали это время Протописьменным периодом.

Одновременно с развитием производственных сил меняются и производственные отношения. Быстрыми темпами идут имущественное расслоение и социальная дифференциация общества. Из материалов погребений становится ясно, что общинная власть сосредотачивает в своих руках богатства и в этом отношении противостоит остальной массе рядовых общинников. Особую социальную группу образуют рабы и подневольные работники.

Происходит обособление органов власти, среди которых видную роль играют храмы во главе со жречеством. Оно сосредотачивает в своих руках функции управления ложным ирригационным хозяйством. На рельефах находят фигуры правителей (будь то жрецы или правители военачальники). Значительную роль в жизни общины играли такие должностные лица, как главный судья, старейшина торговых агентов.

Достигнутые результаты закрепляются в конце IV тыс. до н.э., в период культуры Джемдет-Наср. Преобладают медные орудия труда и оружие, появляется бронза. В строительстве применяется обожженный кирпич.

На земле Урука строится “Белый храм” бога неба Анна. В Телль-Браке возведен храм “священного ока”. В изобилии встречаются в Телль-Браке печати, служившие знаками собственности (есть на них изображения связанных людей, по-видимому, рабов).

Развивается фортификация: храмы и дворцы укрепляютя толстыми и высокими стенами. Слои пепла, разрушенные дома, непогребенные скелеты со следами насильственной смерти говорят о войнах и нашествиях.

Культовым центром в это время был город Ниппур, где почитался общешумерский верховный бог Энлиль и находился его храм Экур.

(автор- некий шкет с истории Арабских стран)


Hosted by uCoz