На рубеже XX и XIX вв. до н.э. при небольшом малоазийском городке Канише процветало весьма влиятельное торговое объединения, державшее в своих руках торговлю Малой Азии, Северной Сирии и Северной Месопотамии и связанное с торговыми путями , ведшими далее на юго-запад к Кипру через Северную Сирию и на юго-восток – к городам по Евфрату и Тигру, включая Нижнюю Месопотамию. *(Коммерческая переписка из более чем ста частных торговых архивов, найденных в Канише, изучение которых еще весьма далеко от завершения, дает нам пока единственный в своем роде обильный поток информации.)
Ашшурцы имелись в каждой малоазийской торговой общине, представляя наиболее активную и сплоченную группу торговцев-профессионалов. Тем не менее власть города Ашшура не распространялась на все эти организации полностью, а только индивидуально на граждан этого города и эх семейные группы. Так, ашшурские городские власти могли запретить участие в торговле местными тканями с целью защитить сбыт своих или организовать сбор средств на строительство ашшурских городских стен с угрозой в случае уклонения снять деньги со счетов, имеющихся в городе.
Ашшур находится под властью Аккада, но при III династии Ура стал самостоятельным государством (конец 3-его тыс.).
К началу XX в. Ашшур обзаводится рядом торговых факторий далеко на западе. Важная фактория – Канес (Каниш). Эта фактория – отдельный квартал в хеттском городе. «Карум» пристань, торговый городок по-месопотамски.
Карум Каниш – центр, от которого «отпочковался» ряд других факторий (торговых обменных пунктов).
Сообщество купцов в Ашшуре. Ашшурцы везли шерсть, ввозили медь и серебро, но позднее в Ашшуре поняли, что гораздо выгоднее заняться спекуляцией, но через несколько лет все ашшурские фактории прикрываются.
Социальная организация:
Страна была достаточно богата – храмовая дверь из золота весила 500 кг.
К середине 2 тыс. Ассирия готовилась к воскрешению из мертвых.
Ок. 1415 г. ассирийцы восстановили городскую стену. Стена – не только оборона, но и символ независимости. Митаннийские цари не смогли ничего сделать.
Нач. 14 в. – ашшурские правитель называет себя царем (в частных документах).
Ашшур-убаллит I (1365-1330) титулуется царем, к фараонам обращается: «брат». Начинается быстрое возвышение Ассирии.
Успешные походы в Митанни, на запад – расширение территории.
«Неограниченная» власть ассирийского царя.
Преемники Ашшур-убаллита: Адад-Нерари I и Салманасар I (1274-1245 гг.).
Салманасар: ряд походов против хеттов, в г. Митанни, разгромлен полностью. Взял в плен более 14000 воинов и всех ослепил. С него начинаются массовые расправы. В плен уводили ремесленников.
Борьба царей, жрецов, старых родов.
Тукульти-Нинурт переносит резиденцию в г. Кар. Во дворе царь принимает богов (статуи). Доступ к царю – очень мелкий круг приближенных. Но царь проиграл старой знати: был объявлен безумцем, потом убит. Город заброшен.
Положение улучшилось при Тиглате-паласаре I (1115-1077). Хеттское царство пало, Египет и Вавилония – в состоянии упадка.
3-я семитическая волна: арамеи.
(автор- Вика Кожевникова с Истории Центральной Азии)