2. Методология научного поиска
дальше...
Естественнонаучный метод познания (ЕН)

В различных естественных науках в процессе их многовекового развития были выработаны определенные критерии, позволяюшие получать правильные сведения об окружающей среде.
Во всех науках они одинаковы, несмотря на различие формулировок. Этот подход к изучению окружающего мира был назван ЕН методом познания. Однако, из-за того, что это метод вляется симбиозом различных наук, у него до сих пор существуют различные названия, которые практически являются синонимами:
l рациональный
l физический
l аналитический
l точный
l научный
l западный
...методы познания
Во все времена ученых ЕН плана привлекали к анализу проблем, возникающих в обществе. Например, в письмах к Лейбницу постоянно встречаются вопросы как должен править король, как оценивать в мире наличие множественных религиозных систем. Причиной такого интереса к аналитическому методу познания являлось то, что он характеризуется следующими параметрами:
1) строгость (однозначность)
2) постоянное критическое осмысление полученного результата.
Лозунгом аналитического метода познания является выражение «практика- критерий истины».
Проверяется все и всегда. Однако, если бы последующие поколения ученых занимались проверкой данных, полученных предыдущим поколением, то тогда не было бы развития науки. Проверяется же то, что известно, но в новых условиях.
Законы Ньютона были установлены для тел, движущихсясо скоростями намного меньшими скорости света. Когда появилась возможность (в первой трети 20-ого века) исседовать тела, движущиеся со скоростями, соразмерными со скоростью света, законы были проверены в этой новой релятивистской области механики. И оказалось, что 3-й закон не выполняется.
Аналитический метод познания оказался очень продуктивным в экстенсивном развитии науки. Он впервые был развит в средние века в Европе и поэтому иногда называется западным.
Повторяемость, а следовательно и проверяемость (изучаемость) явлений природы подразумевает действие неизменных, ненарушаемых законов, которым подчиняется вся природа.
Повторяемость позволяет путем многократных экспериментов изучить все аспекты изучаемого явления. Если бы явление было бы однократным (как например чудо в религии), то тогда такое явление принципиально не познаваемо. Все явления в природе должны повторяться если обеспечены те же самые условия его появления. Таким образом повторяемость является результатом существования в природе законов.
Мы понимаем под понятием «законы природы» нечто само собой разумеещееся. Вместе с тем термин «закон природы» требует пояснения. Во многих учениях о природе само понятие закона отсутствует. Например, Аристотель считал, что живые существа не подчиняются никаким законам. В Китае так же господствовало представление о гармонии между космосом, человеком и землей, и не было никаких законов природы. Идея закономерного устройства мира впервые была высказана античными философами-стоиками. Огромную роль в становлении такого взгляда на мир сыграло христианство. Все ученые в средние века были верующими. Поэтому представлние религии о боге, устанавливающем законы для всего сущего было транслировано в науку.
Закономерный подход является детерминистическим (фаталистичным). Теология и наука в этом достигли полного согласия. Если законы неизменны, то мы создаем начальные условия, а далее можно предсказать до бесконечности.
Лейбниц говорил: В ничтожнейшей из субстанций, взор столь же проницательный как взор бога может увидеть то, что было, что есть и что будет.» Однако, довольно часто ученые видели нарушение детерминизма. В природе вроде бы незакономерно возникают новые явления. В религии этот вопрос (нефатилистичность) разрешался предоставлением Богом свободы выборв человеку. В науке, в течение двух тысячетилетий появление нового не объяснялось. Например, Платон считал, что « в мире есть бытие (закономерное развитие событий) и становление (возникновение нового). Нарушение закономерного поведения описывал Лукреций в своей «поэме о природе вещей» (эта поэма является превой монографией по физике). Лукреций ввел клинамен, возмущающий закономерные подения атомов в пространстве. По сути дела, Лукреций ввел понятие спонтанности (самопроизвольности). Спонтанные события подчиняются вероятностным законам. В первой трети 20-ого века была подтверждена справедливость Лукреция. После становления квантовой механики, описывающей микрообъекты, стало ясно, что мир основывается на вероятностных законах. После этого произошло переосмысление самого понятия «наука». Стало понятно, что от того, как задан вопрос (или условие эксперимента) зависит и ответ. По сути дела, стало понятно что для определения конкретных свойств объекта нужно создавать конкретные условия эксперимента.
Гете говорил: «Естествоиспытатели (пытатели) подобны инквизиторам, а их приборы подобны дыбе. Природа всегда отвечает им то, что они хотят услышать». Если к природе обратиться с принципиально новыми вопросами, то она даст новые ответы. После этого вся картина мира измениться.
Система критериев, с помощью которых человечество получает правильную информацию о природе, получило название научного рационализма.

--------------------------------------------------Смена типов научной рациональности (НР)------------------------------------------------------
Рацио, объективное знание= научное знание.
Целью НР является проверка полученных наукой знаний. Если знания достоверны, то они- научные.
Различают 3 типа НР:
1) классический
2) копенгагенский
3) синэнергетический

1) классический (коперниковский)
«Человек отделен от природы и познает ее».
Смысл этого типа НР- факт изучения природы человеком ни коем образом не изменяет ее. То есть наблюдатель в процессе познания является неким бестелесным существом, которое получает информацию от природы не взаимодействуя с ней. Такой точки зрения придерживались все ученые до 20-х годов ХХ века.
Эйнштейн: «Наука описывает реальность независимо от существования человека».
Однако, с философской точки зрения, ему возражал Рабиндранат Тагор. Он приводил пример моли, поедающей книгу. « Для разума моли существует лишь реальность бумаги, бесокнечно отличкая и не имеющая ничего общего с содеранием текста, написанного на жтой бумаге. Потому для моли абсолютно не существует разницы смысла текста. Точно так же и для человека недоступна какая-то истина, если она не имеет чувственного или рационального отношения к его разуму. Эта истина для нас останется ничем до тех пор, пока мы будем оставаться человеческими существами».
В 20-х годах ХХ века на помощь Тагору в споре с Эйнштейном пришли физики. Они сформулировали второй тип НР-«копенгагенский»
2) Копенгагенский
Явление и прибор его изучения неотделимы.
Становление этого произошло после развития квантовой механики. Квантовая механика узучает микрообъекты. У человека нет органов чувств, с помощью которых он мог бы исследовать такие мелкие объекты. Поэтому, всю информацию о микромире получают с помощью приборов. Информация о микрообъектах, получаемая с помощью приборов, носит всегда опосредованный характер. Например, камера Винсена (объем, заполненный паром, находящемся в переохлажденном состояниию При попадании в камеру электрона на его пути пар конденсируется и образуется трек электрона. Если к камере прикладывается электрическое и/ или магнитное поле, то трэк искревляется, и по радиусу кривизны мы можем определить скорость электрона. Если в камеру проникает неизвестная частица, то таким же методом можно определить ее массу, заряд.) Основные дискуссии при зарождении квантовой механики происходили в Копенгагене, отсюда и название.Стало понятно, что информация о микрообъектах всегда зависит от прибора.
К этому же времени физики сформулировали определение разума: разум- это способность чувственными методами получать внечувственную информацию.
Однако, сразу возникли возражение о смысле получаемой информации, то есть о достоверности информации второго типа. Дело в том, что что всякое измерение с помощью приборов является результатом взаимодействия объекта и прибора. То есть в самом процессе измерения, по определению, прибор взаимодействует с объектом, изменяя его состояние и мир оказывает другим. Эту сложность разрешил 3-й тип НР.
3) Синэнергетический
Мир с измерениями или без них остается неизменным.
Синэнергетика установила законы, по которым существуют сложные системы. По своей сути ближе к классическому типу НР.
Человек, познавая мир, влияет на него, но его влияние не существенно. После становления 3-ого типа НР произошел пересмотре самого понятия науки. Если раньше создание всякой нововй теории приводило к отверганию предыдущей (Аристотель отвергает неизменный мир Платона, Коперник отвергает геоцнтрический мир Аристотеля...), то теперь новая теория не отвергает старых, но включает их в себя как часный случай. Более того, критерием правильности новой теории стло ее возможность включения в себя старой. Так же, после становления квантовой механики выяснилось, что наш мир построен на принциаписально вероятностных законах и стало понятно, что возникновение нового в нашем мире не является нарушением законов его существования, а всего лишь является открытием нами нового, доселе неизвестного аспекта.
Кроме того, исчез снобизм ученых, считавших ранее, что познание мира имеет пределы. Стало понятно, что процесс познания бесконечен. (Исторический анекдот: 1896 г. Лондонское королевское общество. Лорд Рэлей : «Мы знаем все. Вот только осталось изучить незначительную проблему изучения абсолютно черного тела...»)

Hosted by uCoz