Билет 2. Трагедия

ТРАГЕДИЯ — как жанр в драматургии существенно отличается от драмы. Основу трагедии составляет столкновение личности с миром, обществом, судьбой, выраженные в борьбе сильных характеров и страстей. Но, в отличие от обычной драмы, трагическая коллизия обычно завершается гибелью главного героя. Действие, разворачивающееся в трагедии, есть результат свободного выбора трагедийного героя. Через трагедию зритель приходит к катарсису (очищению). Трагедийный герой не имеет характера, поскольку зритель смотрит на происходящее его глазами. Для существования трагедии необходимо наличие четких моральных устоев и этических понятий. А так же наличие трагедийного героя — человека, обладающего особыми моральными качествами. Этот жанр зародился в Древней Греции, затем исчез на довольно длительный период, возродился вновь в эпоху ренессанса, затем существовал в эпоху классицизма. В XX веке жанр трагедии возник вновь в связи с появлением философского направления экзистенциализма. Разницу между трагедией и другими жанрами в драматургии можно продемонстрировать простым примером. Произведение В. Шекспира «Ромео и Джульетта» часто ошибочно называют трагедией, но это произведение не является трагедией, поскольку всё происходящее с персонажами является чередой случайностей, а не результатом их выбора. В то время как произведение Шекспира «Гамлет» есть трагедия в её чистом виде — Гамлет сам делает свой выбор, он отказывается от всего, чтобы выполнить свой долг, но поскольку этот долг противоестественен для него, тем самым он обрекает себя на гибель. Но совершает он всё совершенно осознанно.

С философской точки зрения:
Тип трагического героя отличается от мифического персонажа тем, что проходит через кошмар, но остается собой. В архаике же субъект утрачивает идентичность (шаманская болезнь) и переходит в другое состояние. Трагический же герой при кошмаре выходит за рамки человеческого (инцест и отцеубийство). Это возможность проблематизировать человека как такового (трагедия). Трагедия подводит человека к его собственным границам.

Трагос (жанровое сознание трагики). Опыт проблематичности человека как его самого отсюда до философии рукой подать.

В мире есть ситуация ошибки («неузнавания» Аристотель). Ошибка запускает ужасные события, подводит человека к кошмару. Миф же безошибочен, в отличие от трагедии. Боязнь нового отсюда же (неофобия). Миф – это огромный ящик с ответами (гадание). Трагедия же подводит к философскому вопросу. Чем занимается философ? Он вопрошает.

В трагике на уровне живого опыта ставится ситуация, изнутри которой возможен рефлексивный акт.

Философский зачин утверждает что-либо обо всем и в этом смысле не отличается от мифа. Философия – это работа с всеобщностью в поле мысли. В мифе же нет места рассуждениям, иначе он становится сказкой-ложью.
Трагика – существование зрительных образов, театра. Все, что происходит в театре (трагика – бытие субъекта на пределе), делает трагику видимой. (Для ритуальных практик архаики же характерно, что к тексту (видимому) особо ничего не относиться, а сразу запускается машина, захватывая субъекта на личности). Трагика открывает возможность для рефлексии, удивления, которое не несет прагматичного.

Философов всегда было мало, даже в Греции. В театр же ходили все, т.е. в трагике участвовали все, и рабы, и женщины тоже. Возможность созерцания предельных состояний (пафоса, аффекта). Конечное состояние – катарсис. Конечная цель трагедии – очищение. Трагика обнаруживает, что ты имеем дело с другими антропологическим типом. Появляются другие соц. практики.

Рефлексия – отброс. Трагика – форма общественного самосознания. До философии уже недалеко.


Hosted by uCoz