С философской точки зрения:
Тип трагического героя отличается от мифического персонажа тем, что проходит через кошмар, но остается собой. В архаике же субъект утрачивает идентичность (шаманская болезнь) и переходит в другое состояние. Трагический же герой при кошмаре выходит за рамки человеческого (инцест и отцеубийство). Это возможность проблематизировать человека как такового (трагедия). Трагедия подводит человека к его собственным границам.
Трагос (жанровое сознание трагики). Опыт проблематичности человека как его самого отсюда до философии рукой подать.
В мире есть ситуация ошибки («неузнавания» Аристотель). Ошибка запускает ужасные события, подводит человека к кошмару. Миф же безошибочен, в отличие от трагедии. Боязнь нового отсюда же (неофобия). Миф – это огромный ящик с ответами (гадание). Трагедия же подводит к философскому вопросу. Чем занимается философ? Он вопрошает.
В трагике на уровне живого опыта ставится ситуация, изнутри которой возможен рефлексивный акт.
Философский зачин утверждает что-либо обо всем и в этом смысле не отличается от мифа. Философия – это работа с всеобщностью в поле мысли. В мифе же нет места рассуждениям, иначе он становится сказкой-ложью.
Трагика – существование зрительных образов, театра. Все, что происходит в театре (трагика – бытие субъекта на пределе), делает трагику видимой. (Для ритуальных практик архаики же характерно, что к тексту (видимому) особо ничего не относиться, а сразу запускается машина, захватывая субъекта на личности). Трагика открывает возможность для рефлексии, удивления, которое не несет прагматичного.
Философов всегда было мало, даже в Греции. В театр же ходили все, т.е. в трагике участвовали все, и рабы, и женщины тоже. Возможность созерцания предельных состояний (пафоса, аффекта). Конечное состояние – катарсис. Конечная цель трагедии – очищение. Трагика обнаруживает, что ты имеем дело с другими антропологическим типом. Появляются другие соц. практики.
Рефлексия – отброс. Трагика – форма общественного самосознания. До философии уже недалеко.