Билет 3. Досократика

Античность- период зарождения культуры и философии в Европе.
Именно в этот период формируется понятие бытия, котрое сыграло определяющую роль в истории европейской философии. В античности эта проблема рассматривалась как вопрос о первоначале мира (архэ)
Одной из характерных черт атичной философии- космизм (стремление охватить и понять мир, универсум).
Философия древних греков выросла из мифологии. Однако, когда в мифах рациональное обоснование не играло никакой роли, то для философии оно принципиально. Философию интересовал не демиург, а первопричина и превоначало всех вещей.
В качестве первоначала выделялась какая-либо стихия, которую следует воспринимать как образ:
Гесиод- хаос («Теогония»)

Милетская школа

(материалисты):
Фалес- вода (опираясь на круговорот воды в природе)
Анаксимен- воздух (все вещества возникают в результате сгущения и разрежения; дыхание, охватывающее мир)
Анаксимандр- апейрон ( т.е. «бесконечное, беспредельное», возможно смешение четырех стихий, находится в постоянном движении)
Гераклит- огонь (поскольку- самая подвижная субстанция во вселенной, мир- постоянная борьба противоположностей, ежесекундное обновление и изменение)
Эмпедокл- 4 элемента (движимы силами любви и вражды вступают во взаимодействие с друг другом)

Пифагорейская школа

(идеалистическое наприавление, первыми приблизились к важным понятиям, как «род» и «идея»:
Пифагор- основа мира есть число
Во всем пытались найти свойства и отношения, аналогичные свойствам чисел и отношений между ними (основы теории чисел, принципы арифметики).
Пифагор пришел к выводу о первичности чисел, заметив, что одновременные удары молотов разного размера производят гармоничные созвучия; ежели длина струн в музыкальном инструменте по отношению друг к другу составляет 1:2, 2:3, 3:4, то получается октава, квинта и кватра. Полагали, что все события в мире цикличны, в мире не происходит ничего нового, что через определенный промежуток времени все события с точностью повторятся. Приписывали числам магические свойства

Элеаты:

Ксенофан – известно немногое, критиковал антропоморфизм Гесиода и Гомера. Бог не может быть похожим на человека, он- всеведующий и всемогущий, основа мира, приводящая все в движение
Парменид –впервые сформулировал понятие бытия: вечное и неизменное, единое и неделимое, тождественно самому себе в любой момент времени, чистая позитивность. Полимезировал с Гераклидом, утверждая, что мир не движется, так как бытие и так пребывает везде. Человек способен чувствовать лишь изменчивое, соответственно бытие может быть постигнуто лишь разумом. (Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует). Мышление- способность воспринимать единое.
Зенон- апории (парадоксы), иллюстрирующие представления элеатов о бытии:
  1. дихотомия («деление пополам»). Половина расстояния, половина половины и так до бесконечности- соответственно, расстояние непреодолимо.
  2. Ахилл и черепаха. То же, что и дихотомия, Ахилл никогда не догонит черепаху
  3. Стрела- движение- сумма отдельных состоянии покоя, соответственно, движения нет.

Атомисты:

Левкипп (5 в. до н.э.)- мир из неделимых частиц- «а-то-мос», они тождественны друг другу, различны лишь в форме , расположению в пространстве и положение, которые они заниают относительно друг друга. Соединяясь- формируют вещи. Находятся в постоянном движении и механически воздействуют друг на друга.
Демокрит (первый материалист)- полагал, что бытие неделимо, но бытие для него- атом, наименьшая неделимая частица, коих множество и между которыми пустота. Отличаются по форме, все- результат сцепления атомов.
Не воспринимаются при помощи чувств, их возможно только мыслить

Hosted by uCoz