Билет 8. Средневековье

Характерная черта- теоцентризм.
Бог- то же, что и бытие в античной философии. Но он надприроден, соответственно его можно постигнуть лишь при помощи веры и откровений. Античность рассматривалась как язычество, индивидуализм, однако позже была ассимилирована. Наиболее авторитетна концепция Неоплатонизма, опираясь на которую пытались разумно, рационально доказать и обосновать положения христианской веры.

Реалисты и номиналисты

Реализм- под влиянием идеализма Платона.
Реальным бытием обладают лишь универсалии, а не единичные предметы. Основой для познания мира является разум, человек же, как существо наиболее приближенное к богу и обладающее разумом, может познать предметы лишь благодаря существованию универсалий.
Номинализм оспаривал положение об универсалиях. Первичны не идеи, а вещи; идеи- результат абстракции, отвлечения от конкретных признаков. Не ставили на первый план разум, важнее- воля человека и, прежде всего, воля бога.Бог творит вещи при помощи воли, а идеи возникают уже после того, как мир был сотворен.

Патристика и ереси

Еретические учения- дуализм: мир, как поле битвы равноправных бога и дьявола (гностицизм, манихейство)
Патристика- борьба с ересью. Характерно стремление решать вопросы с опорой на Священное писание, в преавую очередь- на Евангелие.
Известный представитель- Блаженный Августин- «Исповедь», «О граде Божием», «О Троице». Создал христианский вариант платонизма. Идеальный мир в Боге и реальный мир, что есть реализация свободы бога и существует потому, что бог имеет представление о мире. Бог превичен, превичны душа и воля, превосходят тело и разум. Pазум- проявление земной природы человека.

Схоластика

Результат понимания того, что догматы нуждаются в рациональном обосновании.
Фома Аквинский (1225-1274): мир- иерархическая система, основой и смыслом которой является бог.
Субстанции и акцеденции (а. существуют лишь потому, что есть субстанции) Низшая ступень- форма придает вещи лишь внешнюю определенность (вещества и минералы)
Сл. Ступень- форма есть конечная причина, присуща внутренняя целесообразность (растения)
Высшая ступень- форма как дух, не является организующим началом для материи, сасостоятельна, а, соответственно бессмертна.
Знания также иерархическая система, высшая точка- богословие (наиболее близко к богу), философия- выражение разума человека.


Hosted by uCoz